Российский транзитивный дискурс и медиа

Отечественная журналистика с 1990 гг. вступила в новейший период своей истории. Формирование системы масс-медиа новой России происходит во время серьезных экономических и социальных трансформаций, сущность которых не выявлена. Следовательно, журналистика оказалась в ситуации неопределенности транзитивного дискурса.

Государственная политическая доктрина пока не сформирована; текущую ситуацию наиболее адекватно отражает термин «постсоветизм» (по А. Зиновьеву) как стратегия, нацеленная исключительно на отрицание прошлого. Гражданское общество с его институтами не развиты, аудитория не активна. Государство не артикулирует необходимость формирования публичного пространства политической коммуникации, нет и ее предмета (резкое сокращение общественно-политического контента даже в государственных медиа еще одно тому подтверждение).

Системность взаимодействия государства и медиаиндустрии отсутствует. Реорганизация и переформатирование профильных ведомств, надзорных органов, происходящие с момента распада СССР, нельзя назвать факторами стабилизации: они отражают не столько стремление упорядочить деятельность масс-медиа, сколько отсутствие внятной федеральной медийной политики. Общественные организации этой отраслью практически не занимаются. Индустрия предпринимает попытки самоорганизации: в 2008 г. созданы Центр развития СМИ и гражданского общества при СЖ РФ, Цифровой альянс России; «МедиаСоюз» представил проект «Концепции реформирования отрасли печатных СМИ РФ», но они не приняты всеми участниками индустрии.

Сложившийся моноцентризм власти означает максимально благоприятные условия для лояльных медиа и закономерную невостребованность их активной политической позиции, плюрализма СМК. Отсутствие у изданий собственной гражданской позиции обуславливается и интеграцией политических и бизнес-элит в сфере медиа. В итоге происходит трансформация медиасферы и медийных продуктов, размывание ценностных критериев как у адресантов, так и у адресатов коммуникации; у читателей снижается мотивация к чтению, падает уровень культуры потребления общественно-политической информации. При этом лояльные СМК, освобожденные (в определенном смысле) от политических функций, вполне могут демонстрировать активные стратегии профессионального роста. Российская журналистика оказалась в парадоксальной ситуации: находясь в состоянии кризиса корпоративной идентичности, она демонстрирует тенденции развития (многотипность, новые форматы и программные продукты, расширение линеек жанров). Это обусловлено, в первую очередь,  маркетинговыми потребностями борьбы за потребителя.

Онлайновые медиа развиваются экстенсивно, поскольку уникальные потенциальные возможности интернета не используются в полной мере. Сетевые модели коммуникации не продуцируются корректно. Отсутствие профессиональных кибержурналистов и киберменеджеров приводит в результате к потере доверия аудитории. Отрасль сегодня очевидно не успевает за постоянными изменениями технологий и веб-дискурса.

Отечественная медиасфера тем не менее модернизируется. Эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) отмечают рост узконишевых продуктов, обусловленный сегментированием аудитории, изменение медиаплатформ, способов доставки, а также обострение конкуренции внутри и между каналами. Потребление контента становится все более мобильным, индивидуальным, интерактивным.

 

Список литературы

1. Порва, О. Н. Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная проблематика, гносеологический аспект / О. Н. Порва. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32762/ (дата обращения: 19.05.2020).

2. Сексенбаев, Курманбек. Информационные технологии в развитии современного информационного общества / Курманбек Сексенбаев, Б. К. Султанова, М. К. Кисина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24209/ (дата обращения: 19.05.2020).

3. http://www.mediascope.ru/медиакоммуникация-тенденции-трансформации-новые-парадигмы-исследований-массовых-коммуникаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: