Конституционные основы правового регулирования функционирования институтов власти в Донецкой Народной республике

 

Согласно Конституции Донецкой Народной Республики субъектами власти в ДНР являются: Глава, Народный совет, Совет Министров Донецкой Народной Республики Судебная власть, Прокуратура, местное самоуправление.

Глава Донецкой Народной Республики Согласно статье 56 «Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ДНР. Глава в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти ДНР. Глава в соответствии с настоящей Конституцией и законами ДНР определяет основные направления развития ДНР. Глава представляет ДНР в отношениях с иностранными государствами, при этом он вправе подписывать международные договоры от имени Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд» (статья 57).

Глава Донецкой Народной Республики: обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов Донецкой Народной Республики, ее международных обязательств; формирует в соответствии с законом Совет Министров Донецкой Народной Республики и принимает решение о его отставке; официально представляет государство в международных делах, подписывает международные договоры; принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности Донецкой Народной Республики, формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется законом; является главнокомандующим Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики; в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное и военное положение в Донецкой Народной Республике с последующим утверждением Народным Советом Донецкой Народной Республики; представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики ежегодные отчеты о результатах деятельности Совета Министров Донецкой Народной Республики; обладает правом законодательной инициативы в Народном Совете Донецкой Народной Республики; вправе требовать созыва внеочередного заседания Народного Совета Донецкой Народной Республики, а также созывать вновь избранный Народный Совет Донецкой Народной Республики на первое заседание ранее срока, установленного для этого настоящей Конституцией; вправе участвовать в заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики с правом совещательного голоса; распускает Народный Совет Донецкой Народной Республики в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией; решает в соответствии с законом вопросы гражданства Донецкой Народной Республики; осуществляет помилование; награждает государственными наградами, присваивает почетные, воинские и специальные звания; формирует Администрацию Главы Донецкой Народной Республики; представляет в Народный Совет Донецкой Народной Республики кандидатуры Председателя Центрального Республиканского Банка, Генерального прокурора, других должностных лиц в соответствии со своими полномочиями, а также входит в Народный Совет Донецкой Народной Республики с представлениями об их освобождении от должности; приостанавливает или отменяет действие постановлений и распоряжений Совета Министров Донецкой Народной Республики, актов министерств и иных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики; подписывает и обнародует законы Донецкой Народной Республики либо отклоняет их.

Народный совет Донецкой Народной Республики – Парламент является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти. Народный Совет избирается сроком на пять лет и состоит из 100 депутатов. Депутаты Народного Совета избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 64). Депутатом Народного может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, достигший 21 года. В течение срока своих полномочий депутат Народного Совета не может быть судьей, замещать иные государственные должности, находиться на государственной службе, а также замещать выборные должности в органах местного самоуправления. Депутат осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законом. Депутат не вправе использовать свой статус в целях, не связанных с осуществлением депутатских полномочий. Депутаты Народного Совета обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

К ведению Народного Совета относятся: принятие Конституции и законов, внесение в них изменений; принятие постановлений Народного Совета и внесение в них изменений; толкование Конституции и законов; установление административно-территориального устройства и порядка его изменения; рассмотрение вопросов об изменении границ; утверждение Республиканского бюджета и отчета о его исполнении; утверждение программ социально-экономического развития, представленных Главой Донецкой Народной Республики; заслушивание ежегодных отчетов Главы о результатах деятельности Совета Министров; назначение выборов депутатов Народного Совета и выборов Главы; установление в пределах, определенных законом, порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории; назначение референдума; принятие решения о досрочном прекращении полномочий Главы в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией; установление республиканских налогов, а также порядка их взимания; установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью, в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении; осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов, исполнением Республиканского бюджета, исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью; утверждение соглашения об изменении границ Донецкой Народной Республики (статья 69).

Право законодательной инициативы в Народном Совете принадлежит Главе, депутатам Народного Совета, его комитетам и комиссиям, представительным органам местного самоуправления, образованным на территории ДНР; Верховному Суду и Генеральному прокурору по вопросам их ведения. Законопроекты рассматриваются Народным Советом в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Народного Совета (статья 72).

Совет Министров Донецкой Народной Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ДНР. В состав Совета Министров входят Глава, первые заместители и заместители Главы, министры, а в случае, если Глава не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета Министров, – также Председатель Совета Министров и его заместители. По решению Главы в состав Совета Министров могут входить руководители иных органов исполнительной власти (статья 75).

Совет министров разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития; обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разрабатывает для представления Главой в Народный Совет проект Республиканского бюджета и проекты программ социально-экономического развития; обеспечивает исполнение Республиканского бюджета Донецкой, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития; формирует иные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики; управляет и распоряжается государственной собственностью в соответствии с законами ДНР (статья 77).

Судебная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В ДНР действуют Верховный Суд ДНР и иные суды... (статья 80).

Прокуратура Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за соблюдением настоящей Конституции и исполнением законов на территории Донецкой Народной Республики, выполняет иные функции, установленные законами (статья 81).

Местное самоуправление в Донецкой Народной Республике обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Донецкой Народной Республики (статья 82).

Ст. 2 Конституции ДНР регламентирует выборы в Донецкой Народной Республике. «Источником власти в Донецкой Народной Республике является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Согласно ст. 25 Конституции ДНР, «граждане Донецкой Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: