Нарушения процессов памяти

Формирование и развитие памяти.

Память – как процесс сохранения и использования опыта не дается человеку в готовом виде от рождения. Память формируется и развивается в процессе социализации индивида.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В- третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: филогенетическую и онтогенетическую. Филогенетическая линия – это процесс совершенствования памяти у всех людей в ходе их общественноисторического развития. Онтогенетическая линия – это процесс развития памяти у отдельного взятого индивида в ходе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития и их, соответственно, можно считать

филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Эти ступени идут в следующей последовательности: двигательная память, аффективная (эмоциональная), образная и логическая. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память. Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это

моторная или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает функционировать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос еще не получено.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. При этом благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизводства информации.

Специальное исследование развития памяти в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого человека оно главным образом опосредствованное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием речи.

Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно к 30-40 годам наивысшего развития достигают социально обусловленные виды памяти (произвольная, опосредствованная, логическая).

В последующие годы память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки.

Нарушения процессов памяти.

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20 % этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти).

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Та информация, которая циркулирует через структуры мозга и не успела закрепиться, исчезает. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что с ним произошло непосредственно до травмы. Например, водитель не может вспомнить ситуацию, предшествующую аварии, нокаутированный боксер – ту ситуацию, которая сложилась перед роковым для него ударом.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек такого застолья с трудом вспоминает, что с ним было, теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события.

Обычно выделяют два класса патологических расстройств: дисмнезия и парамнезия.

Дисмнезия характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Существует много разновидностей дисмнезии. К ним относятся:

гипомнезия, когда человек помнит лишь наиболее яркие, значимые для него события. Она в легкой степени проявляется, когда мы забываем имена, даты, цифры и т.п.

амнезия, когда наступает полная или частичная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она может проявляться в разных видах, а именно:

–как ретроградная амнезия, когда человек не помнит события, предшествующее недугу с потерей сознания;

–как антероградная амнезия, когда отсутствует память на события последующие за недугом с потерей сознания;

–как фиксационная амнезия, когда теряется способность запоминать все, что происходит в данный момент;

–как прогрессирующая амнезия, когда наблюдается постепенная потеря памяти на события, начиная от более поздних до последних.

Амнезия вызывается нарушением работы гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память.

Гипермнезия – явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременно обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия характеризуется ошибочными воспоминаниями. Она проявляется:

–в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (такое явление называется псевдореминисценцией);

–в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с их самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (такое явление называется конфабуляцией).

Кроме этого память человека может находится и в состояниях, обратных вышеперечисленным. К ним относятся:

навязчивые воспоминания определенной тематической направленности;

гиперфункция памяти, когда происходит неожиданное воспроизведение образа, в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.

Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые впечатления, за ними следует более «свежие» и сложные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: