По отношению к власти

- правящая - непосредственно обладающая гос.властью

- оппозиционная (контрэлита)

По уровню компетенции

- высшая (общенациональная) - принимает значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно 1 человек из 20 тысяч населения)

- средняя (региональная) - выступает барометром общественного мнения и включает около 5% населения

- местная, административная - служащие-управленцы.

По выражаемым интересам

- профессиональные

- демографические

- этнические

- религиозные

Функции политической элиты.

1. Изучение, анализ и отражение в политических установках интересов различных социальных групп (суббординация интересов): классов, слоев, наций и пр.

2. Выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.).

3. Создание механизма воплощения политических замыслов:

- назначение кадрового аппарата органов управления

- создание и коррекция институтов политической системы

- выдвижение политических лидеров.

 

Система гильдий

а) закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило, из нижестоящих слоев самой элиты);

б) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности;

в) небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель);

г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру).

 

Антрепренерская система

а) открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политико-управленческих структурах);

б) небольшое число формальных требований к претендентам на должности;

в) широкий круг электората, которым могут выступать все избиратели страны;

г) высокая конкурентность отбора;

д) первостепенность личных качеств.

Указанную типологию нужно понимать как идеальную, в реальности же существуют смешанные типы, с тяготением к одной из двух указанных моделей.

 

Политической элиты.

 

Политическую элиту в СССР иногда называли номенклатурой. Это была довольно монолитная группа и все ее члены утверждались в ЦК КПСС. В этом смысле вся советская элита была партийной, т.е. политической. Внутри номенклатуры были две основные группы:

- партийно-комсомольские функционеры;

- технократы (хозяйственники, директора, министры).

Большинство советской номенклатуры после распада СССР в целом сохранили и даже укрепили свое политическое и экономическое положение. По данным исследования сектора изучения элиты Института социологии РАН, более 75% политической и 61% бизнес-элиты - выходцы из старой советской номенклатуры. Новая политическая элита состоит в основном из бывших партийных и советских работников, а новая экономическая элита рекрутировала кадры из комсомольцев и хозяйственников.

В политической карьере современных государственных деятелей наблюдается определенная цикличность. Их путь на вершины власти начинается с победы в избирательной кампании. Получив статус депутата, молодой политик попадает в сферу влияния различных органов власти и занимает руководящий пост и место в команде того или иного лидера. Для дальнейшего самосохранения и самоутверждения в политической системе он создает “под себя” партию или движение (или примыкает к лидерам уже существующих структур). Опираясь на свое служебное положение и на свою партию, он начинает подготовку к новой избирательной кампании уже с прицелом на высшие государственные посты.

Говоря об эволюции политической элиты, надо учитывать, что в период рыночных реформ высший управленческий аппарат оказался еще слабее, чем раньше защищен от коррупции.

 

Политический опыт показывает, что существует несколько приемов борьбы против деградации элит.

Гарантии против деградации:

1. Широкая гласность (свобода слова, отсутствие монополии на СМИ, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения, периодическая отчетность).

2. Политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит).

3. Разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил).

4. Открытость элит для социальной мобильности (установления предельных сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц, обязательное обновление кадрового состава органов управления, соблюдение принципа альтернативности при замене, конкурсный отбор и пр.).

5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

 

 

Масштабы лидерства

- общенациональные - это лидерство “дистанционное” (нет прямых контактов с последователями, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями, людьми, обслуживающими политическую машину; многоролевое - ориентируется на интересы непосредственного окружения, партии, бюрократии, широких масс);

- определенного класса, общественного движения, организации;

- социальных групп, слоев, т.е. малой группы лиц.

Стиль лидерства

- лидер-знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику;

- лидер-служитель - - выражает и реализует интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

- лидер-торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки своей политики. Таким лидером руководят его сторонники. Он является агентом определенной группы людей.

- лидер-пожарный - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению политических пожаров.

В нашей стране преобладали лидеры-торговцы и пожарные и явно недоставало и недостает лидеров-знаменосцев и служителей.

- лидер-актер (демагог).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: