Тема: Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Класс.ИЗО.17.04.2020

 

                                          История не терпит суесловья,

                                    Трудна её народная стезя,

                                            Её страницы, залитые кровью,

                                                      Нельзя любить бездумною любовью

                                              И не любить без памяти нельзя.

                                                                                                                    Я.Смоляков

Для начала вспомним,какие жанры ИЗО нам известны

Жанрэто совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества. И каждому жанру присущи только собственные средства художественной выразительности. Именно с их помощью можно отличить один жанр от другого.

 Ведущие жанры художников-передвижников и их представители:

Бытовой жанр (В.Г.Перов, К.Е.Маковский, И.Л.Прянишников, В.М.Максимов, К.А.Савицкий).

Жанр портрета (И.Р.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов).

Пейзажный жан р (И.Шишкин, В.Д.Поленов, И.М.Левитан, А.И.Куинджи).

Исторический жанр (Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»); И.Е.Репин «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану»; В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермакомниишиков в Березове:дительныен исползуя убедительныен доказательстваыми терминами; учить составлять текс ты      », «Поход Суворова через Альпы», «Степан Разин».

 

Вам знаком художник Алексей Гаврилович Венецианов?

А. Г. Венецианов "На пашне. Весна"

А.Г.Венецианов "Жнецы"

А.Г.Венецианов "Спящий пастушок"

А.Г.Венецианов "Чистка свёклы"

 Его картины «Весна», «Жнецы», «Спящий пастушок», «Чистка свеклы»… скажите, пожалуйста, что изображено на них? Какие моменты?) и к какому жанру можно отнести его работы? Правильно, это бытовой жанр!

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Кто-нибудь слышал о таком талантливом художнике как Карл Брюллов?

Давайте рассмотрим его известнейшую его работу под названием «Последний день Помпеи» В картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство ка­ждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи — фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раз­дался оглушительный грохот и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия расколо­лась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы.

К какому жанру можно отнести эту картину? Правильно, исторический.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Давайте рассмотрим еще две картины исторического жанра известного русского художника Василия Ивановича Сурикова.В.И., непревзойденного мастера исторического жанра.

Мы видим картину под названием" Боярыня Морозова".

В исторической картине В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”(1887) нас ещё больше поражает многообразие человеческих характеров и типов. Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.

Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена. Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XVII веке. В то время крепнущее царское самодержавие начинало вводить “новые порядки”, многое, заимствуя из опыта заграничных государств. Эти изменения и нововведения коснулись и церкви. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение отсталых обычаев. Но в движении раскола принимала участие беднота. Бедным казалось, что, борясь за сохранение старого, они отстаивают своё, родное, против иноземного “немецкого”. Поскольку новые порядки вводились сверху, от имени царя и поддерживающей его церкви, то раскольники стихийно выступали и против усиливающегося гнёта самодержавия.

Федосья Прокопьевна Морозова была человеком сильного характера. Она много помогала неимущему люду, больным и несчастным, и поэтому её любили простые люди из народа. По указу царя Морозову сослали в монастырь и заключили в острог, где она и погибла.

Суриков рассказал о судьбе Морозовой, как о событии большого масштаба, как о народной драме. Именно народ – во всём его многообразии – подлинный герой суриковской картины. Для того, чтобы передать размах события, Суриков взял тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы. Царь и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу. Но этого не произошло. Замышляемое властью осмеяние боярыни-раскольницы стало поводом для выражения чувств народных, для столкновения человеческих страстей.

 

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

 

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина Айвазовского «Чесменский бой» (1848). После Хиосского сражения турецкий флот укрывшийся на ночь в Чесменской бухте, у анатолийских берегов, был уничтожен вошедшей в бухту русской эскадрой, которой командовал адмирал Г. А. Спиридов. В этом бою особенно отличился брандер под командованием лейтенанта Д. С. Ильина, сумевший поджечь неприятельское судно. Пожар перекинулся на другие турецкие суда; дело довершили русские корабельные пушки. Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа — темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за

Домашнее задание:

1.Нарисовать рисунок на историческую тему(посвящённый 9 мая).

2. Подготовить небольшое сообщение(желательно в электронном виде) об 1 художнике на выбор: В.Г.Перов, К.Е.Маковский, И.Л.Прянишников, В.М.Максимов, К.А.Савицкий (с изображениями картин художника).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: