Глава 2. Пятидесятничество в России

 

П ятидесятничество, как одно из направлений протестантизма, возникло в середине 19 века на основе методизма.

Часть проповедников методизма стали учить, что за «вторым благословением» или даром Духа святого, следует третий дар крещение Святым Духом. В 1900 году Чарльз Пархам, один методистский проповедник, открыл библейский колледж в городе Топика Штата Канзас, США. Студенты его колледжа изучали вопрос о пятидесятнице, описанной в книге Деяний. И 1 января 1901 года, 18 – летняя студентка Агнесс Н. Озман, получила крещение Святым Духом. Это событие стало моментом рождения пятидесятнического движения, существующего в сегодняшнее время. С самого начала пятидесятники учили о крещении Святым Духом, но со временем они начинают учить о других проявлениях даров Святого Духа, таких как: пророчество, исцеление, слово знание, дары служения.

Постепенно Пятидесятничество стало появляться внутри других протестантских церквей. С самого начала крещеные Святым Духом считали себя духовной жилкой разных протестантских деноминаций, но затем они начинают образовывать свои церкви. Крупнейшей из таких церквей, является Ассамблея Бога, возникшая в 1914 году в Хот – Спринас.

Пятидесятничество, имея яркий реформаторский характер, занималось активной миссионерской деятельностью.

Результатом этой деятельности стали многие церкви по всему миру, в том числе и в России.

 

Председатель Союза ХВЕП России В.М. Мурза, говорит об истории пятидесятнического движения в России:

 

 «Первые Пятидесятнические организации возникли в России в 1907 году на территории Финляндии, входящей в состав С. Петербургской губернии.

В столице Российской империи С. Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 году.

В начале двадцатых годов учение пятидесятников распространилось практически по всей России.

Особая роль здесь принадлежит И.Е. Воронаеву, сумевшему из разрозненных общин создать пятидесятническое движение.

В 1926 году состоялся I Всеукраинский Съезд пятидесятников, где пятидесятники начали именоваться Всеукраинский Союз Христиан Евангельской Веры.

К 1927 году Союз ХЕВ насчитывал 350 общин с более чем 17000 прихожан. Из-за притеснений 20х годов Союз ХЕВ переходит на нелегальное положение.

В 1930 году Воронаев и многие братья были арестованы. Следующим по численности объединением пятидесятников были шмидтовцы.

В 20е годы возникли пятидесятнические общины на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей.

В 1929 году состоялся Первый Объединенный Съезд, на котором было принято название - Союз Христиан Веры Евангельской в Польше.

В этом же году начал издаваться журнал пятидесятников «Примиритель», который редактировал Шмидт.

В результате присоединения западных областей Белоруссии, Украины и государств Балтии в 1939-1940 г. пятидесятнические общины шмидтовского направления оказались на территории СССР.

В предвоенные годы власти страны ввели режим тотального преследования христиан протестантского направления. Особенным гонениям подверглись пятидесятники. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы, многие из которых погибли в тюрьмах и лагерях.

В годы войны правительство несколько ослабило жесткую опеку над религиозной жизнью народа.

В 1944 году баптисты и евангельские христиане объединились в Союз, получивший название Церковь Евангельских Христиан-Баптистов (ЦЕХБ), во главе Союза стал Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ).

В 1945 году ХЕВ и ХВЕ слились с ЕХБ.

С момента этого объединения пятидесятники получили право собираться на служение в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов.

В конце 50х начале 60х годов усилилось давление на верующих в СССР, особеннона пятидесятников.

В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил инструкцию по которой не допускались к регистрации и религиозные общества, и группы верующих, принадлежащих к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер - это протестанты, пятидесятники, истинно православные христиане, адвентисты-реформисты и т.п.

Пятидесятников обвиняют в совершении изуверских культов, человеческих жертвоприношениях. Их деятельность признана антиконституционной и незаконной. Десятки тысяч пятидесятников - мужчины и женщины были репрессированы, приняли мученический конец в тюрьмах, лагерях и ссылках.

В результате многолетних и многочисленных обращений в органы власти Совет по делам религий при Совете министров СССР разрешил в 1968 году начать регистрацию общин неприсоединившихся пятидесятников на правах автономии.

Полную свободу своей деятельности пятидесятники получили после принятия в октябре 1990 года «Закона Союза Советских Социалистических Республик о свободе совести и религиозных объединениях».

В 1988 году под руководством Р. Биласа был создан орг. Комитет, который ставил задачу объединения четырех основных направлений пятидесятников - Восточного на Украине - воронаевцы, Западного на Украине - шмидтовцы, незарегистрированного во главе с В.М. Боечко и церквей входивших в Союз ЕХБ, а также общин с автономной регистрацией.

В марте 1991 года в г. Москве прошел I Всероссийский Съезд пятидесятников. На Съезде был учрежден Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской - Пятидесятников.

В июле 1994 года в Москве проходил II Съезд Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской.

В 1990 году проходил I Съезд Союза пятидесятников России, который принял свой Устав и наименование - Союз Христиан Веры Евангельской Российской Федерации; в марте 1994 года прошел II Съезд ХВЕ.

В настоящее время в составе Союза ХВЕП в России насчитывается около 1200 общин с числом прихожан более 300 тысяч человек. На территории России действуют 3 Теологических института, десятки Библейских школ и тысячи Воскресных школ. Учреждены и действуют 43 региональных центра и управлений Союза ХВЕП. На территории России имеется 106 молитвенных домов, во многих регионах молитвенные дома находятся в стадии строительства. Союз ХВЕ РФ принимает активное участие в общественной жизни страны. Союз ХВЕ РФ участвовал в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года подписал Договор об общественном согласии, участвует в работе комитетов по связи с религиозными организациями при Президенте РФ и Кабинете Министров РФ. Союз ХВЕП в России проводит большую работу по делам милосердия и благотворительности, несет свет Евангелия в отдаленные уголки России, молясь, свидетельствуя и трудясь для духовного пробуждения России».

 

 

«История движения христиан веры евангельской в России – говорит Епископ С.В.РЯХОВСКИЙ, Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской - Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Хотя на основании данных "Всемирной христианской истории" описаны случаи существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников. В основном это были ссыльные "сектанты" из Центральной России, что являлось результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех     "неправославных". Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере России. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Г.С. Нагорным. В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях.
Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан сначала Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан.
В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал "Евангелист", издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости "покорно нести крест терпения, воздержания и унижения". В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность была запрещена.
В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть. В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ".
За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников.
Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место поставили малообразованных, а порой и откровенно ущербных людей. После появления "инструктивного письма" старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации "религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.". Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к "сектантам-пятидесятникам", объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ.
Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к "сектантам-изуверам". Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках ("Тучи над Бордском", "Чудотворец из Бирюлево", "Это тревожит всех", "Апостолы без масок"). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бкдаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и  др.).
Только после 1968 года органами государственной власти "избирательно" стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственной религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Таким образом, в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположных лагеря - т.е. регистрированных и не регистрированных пятидесятников.
Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" от 14.03.96г. за № 378, которым был "осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий".
Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89-95 годов эмигрировали на Запад    (США,  Канада, Германия).
Даже несмотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и не регистрированного Союза. Однако официальному представителю не регистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально    отказано в разрешении   на выезд.
Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении "не регистрированных" до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" "не регистрированные" общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность.
Первые четырнадцать не регистрированных общин пятидесятников г. Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховского и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию "Ковчег", зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской "Церковь Божия".
В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской "Церковь Божия", после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников)».

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: