Общение как восприятие и понимание человека человеком

Дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, другими словами, как происходит восприятие людьми друг друга. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь идет речь об особенностях межличностной перцепции, то есть о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин «восприятие» здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. В действительности речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. Впечатления, которые возникают при этом, исполняют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять смысл его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Механизмы и феномены восприятия человека человеком:

· идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – уподобление себя другому человеку, умение поставить себя на его место;

· рефлексия (от лат. reflexsio – обращение назад, отражение) – анализ собственного психического состояния, осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Происходит психологический анализ, по поводу которого Л. С. Выготский писал, что личность становится для себя тем, что она представляет из себя для других;

· эмпатия (от греческого. empatheia – сопереживание) – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, сопереживание его чувствам, как своим собственным. Способность к эмпатии у каждого человека разная.

Факторы, препятствующие эффективному общению – „барьеры”.

Существуют две основные группы баръеров – социальные и психологические.

Социальные барьеры:

· Принадлежность к разным социальным группам

· Расовая и этническая неприязнь

· Религиозная неприязнь

· Разные культурные, политические, ценностные установки

Психологические барьеры:

· Страх, стыд, неуверенность в себе

· Нежелание общаться

· Стереотипы

· Каузальная атрибуция

· Эффекты: «ореола», «первичности» и так далее

· «Ярлыки»

Из психологических барьеров лучше всего исследованы: эффект «ореола» и эффект стереотипизации; эффект «проецирования», эффект «остаточной информации», эффект «первичности», каузальная атрибуция.

Эффект «ореола» заключается в том, что информация, полученная о каком-либо человеке, накладывается на ранее созданный образ. Данный образ выполняет роль «ореола», который затрудняет возможность увидеть истинные черты партнера по взаимодействию.

В межличностных отношениях люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

Следующее явление, которое часто имеет место в восприятии и понимании людьми друг друга - это явление стереотипизации.

Стереотип – это некий стойкий образ какого-нибудь явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, на который накладываются сведения, полученные из книг, кинофильмов т. д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и совсем ошибочными.

Общение, как было показано, не может быть возведено к простой передаче информации. Для того, чтобы быть успешным, оно обязательно допускает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом и вообще, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения с ним. Роль обратной связи в общении особенно выразительно осознается, если сама его возможность оказывается по каким-то причинам блокированной. Если невозможно воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения.

Отдельные черты физического вида человека позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи является лицо собеседника или слушателя. Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, которые поступают от воспринимаемого, и прежде всего, анализ его поступков.

Любому человеку важно не только знать сущность и механизмы процесса общения, но и владеть практическими приемами повышения его эффективности. К таким приемам относят, в частности, формирование аттракции (от лат. аttrаkеrе – «привлекать») – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности друг друга.

Известно, что сознание человека не способно воспринимать и перабатывать всю информацию, которая воспринимается органами чувств. Часть сигналов, которые поступают из окружающего мира, в частности от собеседника, человеком не осознается. Если при этом сигналы удовлетворяют неосознаваемые на данный момент потребности партнера по общению (в безопасности, престижи и т. д.), возникают позитивные эмоции и, как следствие, позитивное отношение к собеседнику.

К приемам формирования аттракции относят:

· «собственное имя» (при обращении к собеседнику называть его имя или имя и отчество) – прием, в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже;

· «зеркало отношений» (при общении с собеседником сохранять на лице доброе, приятное выражение, легкую улыбку), основанное на удовлетворении потребности в безопасности;

· «золотые слова» (комплименты) – прием, основанный на удовлетворении неосознаваемых потребностей в безопасности, престиже и самоактуализации;

· «личная жизнь» (вести разговор в русле интересов собеседника), в основе чего лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже;

· «терпеливый слушатель» (выслушивать проблемы собеседника, не прерывая его) - прием, основанный на том же механизме, что и предыдущий.

Использование этих приемов, как правило, независимо от воли человека формирует чувство симпатии (аттракции) к партнеру по общению.

Кроме того, к наиболее распространенным приемам эффективного общения принадлежат:

· правильный выбор первых слов и тона, что инициируют акт общения (например, официальный тон, подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку, отсутствие на лице доброжелательной улыбки значит, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные отношения);

· подбор слов, которые отвечают подготовке и уровню развития собеседника;

· демонстрирование собеседнику, что Вы его слушаете и понимаете;

· побуждение собеседника к тому, чтобы он задавал вопрос;

· стремление понять не только значение слов, но и чувства собеседника;

· демонстрирование одобрительной реакции в отношении партнера;

· не спешить прерывать разговор или говорить что-либо наперекор;

· следить, чтобы Ваши позы и жесты свидетельствовали о том, что Вы внимательно слушаете собеседника.

Выводы.

Сферой реализации профессиональной деятельности дизайнеров является сфера отношений человек - человек, и от умения эффективно общаться зависит профессиональная успешность современного специалиста. Развитые коммуникативные навыки, рефлексия, способность психологично грамотно регулировать конфликтные ситуации, предотвращать возникновение психологических барьеров в общении, умение выражать свои мысли, психологически влиять на личность, «читать» ее невербальное поведение является важными профессиональными качествами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: