Общение как межличностное взаимодействие

Интерактивная сторона характеризуется взаимодействием партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. При этом имеют значение мотивы и цели общения каждой стороны. Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в письменной или словесной форме и адресованные другому лицу, побуждают к действию и соответственно регулируют его поведение.

Различают такие виды межличностного взаимодействия, как кооперация и конкуренция, в рамках которых выделяют:

· сотрудничество – тип взаимоотношений, который предусматривает взаимопонимание и взаимоподдержку;

· паритет – равные союзнические отношения, которые основываются на взаимной выгоде;

· соревнование – желание достичь большего и лучшего в доброжелательном соперничестве;

· конкуренцию – стремление доминировать над другими;

· антагонизм – резкие противоречия между партнерами по общению, при котором общение по своему характеру является вынужденным.

Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные мысли и мотивы, которые хранятся на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и переменчивость судьбы.

Механизмы психологического влияния (управления).

Психическое заражение – это бессознательная передача от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Основано на неосознанной, непроизвольной склонности индивида к определенным психическим состояниям.

В итоге наблюдается эффект многократного взаимного усиления эмоционального влияния партнеров по общению по модели обычной цепной реакции. Склонность к психическому заражению зависит от общего уровня развития личности, уровня ее самосознания. Важную роль в процессе заражения играет общность оценок и установок, а эффект зависит от количественного состава аудитории.

Особенной ситуацией, которая усиливает влияние заражения, является паника, которая возникает в результате потрясения и восприятия ситуации как кризисной. В качестве причин возникновения паники, как правило, выступают явления, которые приводят к физическому и эмоциональному ослаблению людей (опьянение, голод, усталость, депрессия, недостаток информации и так далее).

Внушение (суггестия) – это неосознаваемое влияние одного человека на другого, которое вызывает определенные изменения в его психике и поведении. Основано на некритической оценке, в результате ослабленного контроля сознания, содержания воспринятых сообщений. Зависит от возраста (уменьшение), от количественного состава аудитории (увеличение).

Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений. Большую роль во внушении играет сила примера, который вызывает сознательное копирование поведения, а также бессознательное наследование.

Эффективность внушения определяется:

· приблизительно 90% – свойствами голоса, а также личностными характеристиками внушающего (социальным статусом, волевым, интеллектуальным преимуществом, харизмой);

· особенностями индивида, который поддается внушению (высокой мерой внушаемости, низкой самооценкой);

· уровнем взаимоотношений партнеров по общению (доверием, зависимостью и т.д.).

Основным признаком общения в случае заражения, внушения является то, что личность воспринимает информацию с малой мерой осознания.

Существенное влияние на человека осуществляет убеждение.

Убеждение – это способ влияния на сознание личности через обращение к ее собственному критическому мнению с помощью доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Большое значение при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, истинности своих знаний, этичной оправданности своих поступков. Убеждение – ненасильственный, этично доминирующий метод влияния на партнеров по общению.

Процесс убеждения состоит из двух этапов. На первом этапе, апеллируя к логической сфере собеседника, доводится объективная несостоятельность его точки зрения, то есть, что его установки не отвечают интересам группы или личным интересам.

На втором этапе аналогично доводится объективная и субъективная значимость высказываний точки зрения, которые являются новыми для собеседника.

Принуждение – насильственный метод влияния на людей. Допускает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или другого действия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этично оправданным применение принуждения к человеку может быть лишь в исключительных случаях (в первую очередь, когда существует угроза другому человеку или обществу).

Выбор метода влияния на людей определяют разнообразные факторы, в частности характер, содержание и ситуация общения (обычная или экстремальная), общественный или служебный статус (властные полномочия) и личные качества субъектов общения.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, какие намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление партнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: