Дидактогения (от греч. didaktikos-поучающий, и genes – рождающий, рожденный), негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя, тренера).
Выражается в фрустрации, страхах. Подавленном настроении, отрицательно сказывается на учебной деятельности учащегося. Затрудняет межличностные отношения. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогении нередко перерастают в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.
Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. Такое воздействие равносильно оскорблению ребенка, особенно если оно совершается в грубой форме. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать его на положительные достижения в учебной деятельности.
|
|
Дидактогения, как психическая травма, вызванная педагогом, опасна тем, что у "пострадавших" учеников развиваются:
· Неадекватная самооценка (деформация Я-концепции)
· Трудности в контактах со сверстниками
· Конфликтность в общении со взрослыми и сверстниками
· Потеря интереса к учебе
· Внушаемость
· Подчиняемость (развитие конформности)
· Догматичность мышления (не развивается творческое мышление)
· Агрессивное поведение (возможны: девиантное поведение и суицидальные попытки)
В результате негативного воздействия педагога на ученика, последний, по выражению Г.В.Грибановой, "искусственно инвалидизируется", подавляется у ребенка ведущая потребность в самореализации. Ребенок в этом случае либо уходит в себя, либо в болезнь, либо в преступные группы, в экстремизм и насилие.
Можно предположить ряд причин, которые являются источником дидактогении, идущим от педагога:
1. Низкий уровень психологической культуры педагога.
2. Низкий уровень культурного образования педагога.
3. Низкий уровень владения методиками построения учебного процесса.
4. Слабое психическое здоровье педагогов
5. Наличие социальных проблем у педагога.
Поскольку объект педагогической деятельности — личность/человек, то она строится по законам общения. В структуре общения обычно выделяют три составляющих: когнитивный, аффективный, поведенческий.
|
|
Я считаю, что развитие именно эмоциональной составляющей педагогического общения учителя может способствовать предотвращению возникновения дидактогений у школьников. Например, для педагога, выбирающего авторитарный стиль общения, характерны эмоциональная закрытость в отношениях с учениками, не развитость перцептивных и коммуникативных способностей,- все это может вызвать негативные эмоциональные состояния, болезненную психическую реакцию у школьников и спровоцировать развитие дидактогении.