Заградительные ворота

Плотины

«Схематическая карта района строительства канала Москва-Волга с показанием карьеров»

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных[19].

Земляные [

Акуловская земляная плотина

1. Иваньковская земляная плотина

2. Икшинская земляная плотина

3. Пестовская земляная плотина

4. Пироговская земляная плотина

5. Пяловская земляная плотина

6. Химкинская земляная плотина

Бетонные [править | править код]

1. Иваньковская бетонная плотина

2. Карамышевская бетонная плотина

3. Перервинская бетонная плотина

Шлюзы

Шлюз № 10

На 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

1. Шлюз 1 (Дубна)

2. Шлюз 2 (Темпы)

3. Шлюз 3 (Яхрома)

4. Шлюз 4 (Деденево)

5. Шлюз 5 (Икша)

6. Шлюз 6 (Икша)

7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный

8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный

9. Шлюз 9 (Мневники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.

10. Шлюз 10 (Нагатино)

11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

ГЭС

Основная статья: Гидроэлектростанции канала имени Москвы

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

1. Акуловская ГЭС

2. Иваньковская ГЭС

3. Карамышевская ГЭС

4. Листвянская ГЭС

5. Ново-Тверецкая ГЭС

6. Ново-Цнинская ГЭС

7. Перервинская ГЭС

8. Пироговская ГЭС

9. Сходненская ГЭС

Насосные станции 182 «Темпы»

1. 183 «Яхрома»

2. 184 «Комсомольская»

3. 185 «Икша-II»

4. 186 «Икша-I»

Подача воды в канал достигает 100—120 м³/с (макс.)[20][21].

Водосборы

Наиболее крупные реки, впадающие в канал: верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Дюкеры

Дюкер реки Сестра под Каналом имени Москвы

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Дюкеры представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками.

· Пересечение с рекой Сестрой в Карманове. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск, путем сброса воды из канала и затопления низменности вдоль р. Сестра.

· Пересечение с рекой Химка в Тушине.

Порты, вокзалы

· Северный речной вокзал

· Северный речной порт

· Южный речной вокзал

· Южный речной порт

· Западный речной порт

Причалы

Теплоход Будвар-1 (тип Москвич) у причала Химки

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

· (II) — Аксаково

· (I) — Бухта радости

· (III) — Витенёво

· (III) — Водники

· (I) — Горки

· (III) — Дмитров

· (II) — Зелёный мыс

· (I) — Икша

· (II) — Лесное

· (II) — Михалёво

· (I) — Новосельцево

· (I) — Пирогово

· (III) — Рождествено

· (III) — Серебряный бор

· (II) — Солнечная поляна

· (III) — Соревнование

· (III) — Степаньково

· (II) — Тишково

· (II) — Троицкое

· (III) — Ударная

· (I) — Хвойный бор

· (III) — Химки

· (II) — Хлебниково

· (II) — Чёрная речка

· (II) — Чиверёво

· (III) — Яхрома

в скобках указана категория причала.

Мосты

Мосты через канал

«Мост Бачелиса» через шлюз № 8, Щукино

Яхромский мост у пгт Деденево

Канал имени Москвы пересекают следующие мосты:

· Татищевский автомобильный мост у д. Татищево и пересечения А-104 с ж.д. Савёловского направления

· Рогачёвский автомобильный мост в Дмитрове

· Яхромский автомобильный мост в Яхроме

· Яхромский ж/д мост у пгт Деденево

· Автомобильный мост Малого Московского кольца (трасса А-107) у плтф. Морозки

· Пешеходный переход с правого берега к Шлюзу № 6 (и через него) у ст. Икша

· Автомобильный мост Дмитровского шоссе (трасса А-104) через Клязьминское водохранилище

· Хлебниковский ж/д мост (Долгопрудный)

· Химкинский ж/д мост (Октябрьской ж.д.) через Химкинское водохранилище

· Химкинский автомобильный мост (МКАД) через Химкинское водохранилище

· Ленинградский автомобильный мост через Химкинское водохранилище (старый и новый)

· ж/д мост (Рижского направления) над нижней камерой шлюза № 8

Заградительные ворота

При большой протяженности канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населённых пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т. п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Устройство заградительных ворот особенно необходимо на водораздельном бьефе, так как последний включает в себя ряд водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское). Повреждение напорного фронта одного из указанных водохранилищ при отсутствии заградительных ворот могло бы вызвать сток всей массы воды водораздельного бьефа, что повлекло бы за собой значительные разрушения.

[22]

Известные люди, связанные с каналом

Будущий патриарх православной церкви Пимен три года проработал ветеринаром на строительстве канала в качестве заключённого[23][24].

Жилые сооружения

Дом руководства канала Москва — Волга («Дом на Набережной», «Дом Наркомвода»; архитектор В. Ф. Кринский, 1934—1937 годы; переоборудован в 1958 году).

Входит в единый проект вместе с Северным Речным Вокзалом и 7 и 8 шлюзами.

Адрес: 125362, Москва, ул. Большая Набережная, дом 11

Оборона Москвы в 1941 г

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941—1942 годов. По плану вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ (труба № 170) на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении[25][26].

Факты

· В древнерусской летописи 1135 года описывается ещё один путь из Волги в Москву-реку. Им новгородские купцы плавали в Москву и дальше — по Оке до Коломны, Калуги, Серпухова и Рязани и через Оку по Клязьме до Владимира. Из Волги попадали в реку Шоша, далее в реку Лама, потом волоком в Тростенское озеро, из него в реку Озерна, далее в реку Руза, а оттуда уже в Москву-реку[ источник не указан 2150 дней ].

· В летописи 1181 года указывается город Дмитров как торговый и транспортный центр. Через село Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Владимиро-Суздальскую Русь и русский север. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме, впадающей в Волгу, могли подняться тяжёлые грузовые корабли. В нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, куда товары волоком могли быть доставлены и вновь погружены на суда и доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву.

· Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра[27]. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722). Было предложено три варианта:

1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.

2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.

3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем по Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 8 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

· https://www.youtube.com/watch?v=XyKG3dB4_n0

Посмотреть фильм:

· https://www.youtube.com/watch?v=2PiOi633nsg


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: