Тема 2.
Основные «направления в актерском искусстве» и их использование в телевизионной журналистике с учетом специфики жанра.
Тема 3.
Система К.С.Станиславского как научное обоснование законов актерского творчества. Принципы системы. Роль системы в исполнительском искусстве тележурналиста.
Тема 4.
Учение К.С.Станиславского об этике как основе коллективного творчества.
Тема 5.
«Сценическая выразительность» и ее значение в профессиональном становлении и творческой реализации журналиста.
Тема 6.
Единство гармонизации внешней и внутренней техники актерско-исполнительских качеств журналиста, репортера, телеведущего и т.д..
Тема 7.
Действие – основное выразительное средство сценического искусства в профессиональной деятельности журналиста. Виды действия.
Тема 8.
Природа и логика действия исполнителя.
Освоение основных принципов и признаков действия, воздействия в исполнительской работе журналиста.
Тема 9.
Основные элементы сценического действия и их значение в овладении и освоении журналистом для развития профессиональных компетенций.
|
|
Тема 10.
Единство психофизического действия. Виды и способы проявления психофизических действий. Контроль чувств и эмоций, адаптация поведения журналиста в условиях экстремальных ситуаций.
Тема 11.
Сценическая свобода. Физическое и творческое самочувствие журналиста в процессе выполнения профессиональных задач.
Тема 12.
Значение наблюдательности и внимания в творческой профессиональной деятельности журналиста. Работа журналиста над качеством овладения «сценического внимания»: формального и творческого, произвольного и непроизвольного. Круги внимания.
Тема 13.
Развитие «творческого воображения и фантазии» журналиста как залог профессионального становления.
Тема 14.
Развитие художественно-образного мышления журналиста посредством актерского искусства.
Тема 15.
Значение «сценической памяти» в реализации журналистской деятельности. Виды памяти.
Тема 16.
Значение «эмоциональной памяти» в профессиональной деятельности журналиста. Эмоции, чувства, восприятия.
Тема 17.
Мизансцена. Атмосфера. Темпоритм.
Тема 18.
Средства театрализации и их реализация в творческой деятельности журналистов.
Тема 19.
Значение «сценической веры», «предлагаемых обстоятельств», «сценической задачи» в профессиональной деятельности журналиста.
Тема 20
Значение «сценического отношения», «объективной и адекватной оценки факта» в профессиональной деятельности журналиста.
|
|
Тема 21.
«Взаимодействие» как путь к сверхзадаче всей творческой группы. Результат и оценка.
Тема 22.
Специфика создания, процесс воплощения и телевизионной реализации роли, образа и имиджа.
Тема 23.
Понятие «Метода действенного анализа» в деятельности журналиста. «Анализ умом и анализ действием».
Тема 24.
Значение импровизации и импровизационного самочувствия в профессиональной деятельности журналиста.
Тема 25.
Проработка жанровых и стилистических особенностей актерско-журналистского существования в кадре, эфире, на публичной площадке.
Тема 26.
Специфика актерско-исполнительской работы журналиста в качестве репортера.
Тема 27.
Специфика актерско-исполнительской работы журналиста в качестве интервьюера.
Тема 28.
Специфика актерско-исполнительской работы модератора - журналиста «круглого стола».
Тема 29.
Специфика актерско-исполнительской работы журналиста в качестве комментатора, обозревателя.
Тема 30.
Специфика актерско-исполнительской работы журналиста в качестве телеведущего, шоумена.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Основная литература:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Альшиц Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009
3. Бажанова Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49
4. Венецианова М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства).
5. Владимиров С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ, 2007
6. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
7. Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002
8. Жабровец М. В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М. В. Жабровец. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008
9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
10.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008
11.Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов / Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
12.Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. – Москва: ЗАО "БММ"
13.Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 58
14.Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
15.Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005
16.Кнебель М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009 17.Кокорин А. Вам привет от Станиславского: учебное пособие / А. Кокорин. – 2002 18.Кутьмин С. П. Краткий словарь театральных терминов / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2003
19.Кутьмин С. П. Характер и характерность: учебно-методическое пособие / С. П. Кутьмин. – Тюмень: ТГИИК, 2004
20.Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
21.Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. – Москва: АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. – (Актерская книга)
|
|
22.Новарина, Валер. Жертвующий актер / пер. с фр. Екатерины Дмитриевой // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 73.
23.Павис П. Словарь театра / П. Павис; пер. с фр.; под ред. Л. Баженовой. — Москва: ГИТИС, 2003
24.Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
25.Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 59 26.Русская театральная школа. – Москва: ПанЪинтер, 2004. – (Русские школы)
27.Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001
28.Русский театр. 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни. – Москва: Интеррос, 2006
29.Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
30.Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства) 31.Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008
32.Создание актерского образа: хрестоматия / сост. Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008
33.Сорокин В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27
34.Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
35.Станиславский К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
36.Станиславский К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства) 60 37.Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010
|
|
38.Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера: антология. – Москва: АРТ, 2008
39.Стреллер Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984
40.Сушков Б. Театр будущего. Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера / Борис Сушков. – Тула: Гриф и К, 2010
41.Театр: энциклопедия. – Москва: Олма-Пресс, 2002
42.Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010 - (Мир культуры, истории и философии) 43.Теоретические основы создания актерского образа. – Москва: ГИТИС, 2002 44.Хмельницкий. Ю. О. Из записок актера таировского театра / Юлий Хмельницкий. – Москва: ГИТИС, 2004
45.Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург: СанктПетербургская академия театрального искусства, 2005
46.Чехов. М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов
1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. 61
2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.artworld-theatre.ru.
5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles
8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
10.Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
11.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
12.Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
13.История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php
14.Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
15.Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
16.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru
17.Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hres
Дополнительная литература:
1. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. //М.: Искусство, 1998
2. Телевизионная журналистика. / Под ред. Кузнецова Г. В., Цвик В. Л., Юровского А. Я. //М.: Высшая школа, 2002
3. Васильева Л. А. Делаем новости! //М.: Аспект Пресс, 2003
4. Борецкий Р. А., Кузнецов Г. Н. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. //М.: Прогресс, 1990
5. Цвик В. Л. Телевизионная мозаика. Сборник статей, выпуск 3. //М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998
6. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практики современной журналистики. //М.: Ладомир,2004
7. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. //М.: Издательство Московского университета, 2004
8. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. -//Бишкек: КРСУ, 2001
9. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. //М.: Высшая школа, 2003
10. П.Коновроцки «Личность и мастерство журналиста-ведущего как важный фактор телевизионной программы», 1993
11. Д.Братышев «Создание имиджа телевизионного ведущего», 1998
12. Г.Перипечина «Экранный образ тележурналиста: методика формирования», 1998
13. П.Гуревич «Приключения имиджа: типология создания телевизионного образа», 1991
14. Н.Попова «Индустрия образов», 1986
15. И.Корнева «Телевизионное пространство и его виртуальные образы». Диссертационная работа, 2002