Факторы формирования потребностей

Для применения в коммерческой работе знаний относительно потребностей потребителя, их видов, типов и особенностей, необходимо иметь представление о факторах их формирования.

Биологические потребности связаны с обеспечением нормального функционирования организма человека.

Производными от общественной сознательности являются традиции, обычаи, ритуалы, ментальность, мода и т.д.

Основы потребления товаров

    Потребление – это использование материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей с целью поддержания, восстановления, развития и совершенствования жизненных сил человека.

Процессы потребления могут быть простыми и составными, требовать соответствующей квалификации, например, приготовление пищи, использование музыкальных инструментов, фотоаппаратов, спортивного инвентаря и т.д.

Тип потребления определяется типом потребностей, что удовлетворяется с учетом их места в иерархической структуре системы потребностей.

Речь идет о потреблении предметном и функциональном, материальном и духовном.

Типы потребления:

· утилитарный – предметы потребления воспринимаются как средства поддержания и сохранения жизни.

· пассивный – человек обращает внимание на социальные особенности предметов, но не придает им особенного значения.

· престижный – субъект ищет в предмете потребления те социальные возможности, которые удовлетворяли бы его потребности чувствовать себя социально значащим.

· преобразующий тип – потребитель, ориентируясь на престижность изделий, вместе с этим учитывает и подчеркивает собственную неповторимую индивидуальность, свои вкусы и стремления, реализует приобретенные знания.

· творческий тип – когда реализуются интеллектуальные творческие потребности, самовыражение и самоутверждение.

Типология потребителей

    Типология отражает не только особенности потребителя, а и характеризирует систему «потребитель-товар» в целом.

Характер и суть потребления населением продовольственных

И непродовольственных товаров

Удовлетворение различных потребностей людей является важной проблемой не только теоретических и прикладных наук, обслуживающих потребительский комплекс страны, но и наиважнейшей задачей экономики страны.

С точки зрения экономических возможностей система материальных потребностей людей имеет иерархическое строение. Они подразделяются на «абсолютные», «действительные» и «платежеспособные».

Абсолютные потребности – это потребности первого иерархического уровня в системе потребностей.

Действительные потребности – потребности второго уровня иерархии в системе потребностей. Они имеют относительный характер и отражают потребности людей в конкретных и реальных товарах.

Платежеспособные потребности – этот вид потребностей населения реально ограничен наличной товарной массой, доходами, ценами на товары, модой, престижем и т.д. 

Потребности в продуктах питания возникли как первые физиологически обусловленные потребности человека. Удовлетворение этих потребностей является жизненной необходимостью, потому что их удовлетворение обеспечивает не только воспроизводство жизненных сил, но и воспроизводит человека как личность и члена общества.

При разработке рациональных норм потребления населением непродовольственных товаров современная наука исходит из аксиомы, что эти нормы могут быть только среднестатистическими.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Классификация потребностей.

2. Укажите свойства потребностей.

3. Какие факторы формируют потребности?

4. Охарактеризуйте типы потребления.

 

ТЕМА 3. Потребительские свойства товаров

ПЛАН

1. Классификация потребительских свойств.

2. Характеристика потребительских свойств.

3. Химический состав продовольственных товаров: значение для организма, характеристика.

4. Энергетическая ценность пищевых продуктов.

 

Литература: 5; 8; 10; 12.

 

Классификация потребительских свойств.

 Все товары должны соответствовать требованиям. Под требованиями, предъявляемыми к товарам, понимают особенности, которым должен соответствовать товар, что его можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Требования к товару могут быть:

· текущие;

· перспективные;

· общие;

· специфические.

    Потребительские свойства товаров и их показатели определяют эффективность использования изделий по назначению, их социальную значимость, практическую полезность, удобство пользования, безвредность и эстетическое совершенство.

    Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров должна отвечать следующим требованиям:

· учитывать назначение и условия потребления данной группы товаров или конкретного товара;

· отражать современные достижения науки и техники;

· учитывать изменения в структуре спроса потребностей населения.

    Выбор номенклатуры потребительских свойств включает следующие этапы:

· изучение товаров;

· разработка номенклатуры потребительских свойств;

· разработка показателей, которые характеризуют свойства.

    В зависимости от того, какая из особенностей товара выявляется или характеризуется при оценке качества готовых изделий потребительские свойства делят на следующие группы:

· социального назначения;

· функциональные;

· надежность в потреблении;

· эргономические;

· эстетические;

· экологические;

· свойства безопасности потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: