В управлении качеством и ассортиментом товаров важное значение имеет классификация, способствующая систематизированному изучению товаров и рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента. Поэтому классификация товаров рассматривается как составная часть товароведения, развитие которой в значительной степени определяет теоретическое и практическое значение этой науки.
Цель классификации – информационное обеспечение определенного рода деятельности на основе упорядоченного представления объекта в форме (или в виде) групп в соответствии с признаками и выявление связи между ними.
Под классификацией следует понимать распределение предметов или явлений на группы, классы по наиболее общим характерным признакам.
В товароведении основными объектами классификации является вся совокупность товаров, товарные комплексы, группы и отдельные виды товаров, тара, свойство, показатели качества, дефекты.
|
|
Классификация товаров позволяет изучать в обобщенном виде (по товарным группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовывать торговлю ими. Ассортимент товаров выпускаемых промышленностью и поступающих в продажу, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить, если не сгруппировать и не систематизировать, распределив по отдельным подразделениям. Этим целям и служит классификация товаров.
Распределение товаров на однородные подразделения (группы, подгруппы) позволяет:
· выявить обобщенные (групповые) характеристики качества товаров и устанавливать необходимую номенклатуру показателей качества каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разрабатывать общие методы их испытания, рационально организовать приемку и контроль их качества;
· изучать и формировать структуру ассортимента товаров, организовывать рациональный учет их (по группам и внутри групп), составлять обобщенные заявки промышленности на поставку товаров в необходимой номенклатуре и требуемого качества;
· организовывать рациональное хранение товаров исходя из их общих свойств.
Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества. Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов (например, товаров) на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т. е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены. Каждая часть — подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т. д.) представляет собой совокупность сходных, хотя бы по одному признаку, объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку уже различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует и сходство и различие между объектами.
|
|
Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. количеством использованных признаков.
Распределение множества объектов на части (группы) только по одному признаку называется группировкой. Иерархическая система классификации
всегда имеет несколько взаимоподчиненных ступеней распределения и этим отличается от простой группировки множества, имеющей лишь одну ступень подраздения.