Классификация товаров народного потребления

В управлении качеством и ассортиментом товаров важное значение имеет классификация, способствующая систематизированному изучению товаров и рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента. Поэтому классификация товаров рассматривается как составная часть товароведения, развитие которой в значительной степени определяет теоретическое и практическое значение этой науки.

Цель классификации – информационное обеспечение определенного рода деятельности на основе упорядоченного представления объекта в форме (или в виде) групп в соответствии с признаками и выявление связи между ними.

Под классификацией следует понимать распределение предметов или явлений на группы, классы по наиболее общим характерным признакам.

В товароведении основными объектами классификации является вся совокупность товаров, товарные комплексы, группы и отдельные виды товаров, тара, свойство, показатели качества, дефекты.

Классификация товаров позволяет изучать в обобщенном виде (по товарным группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовывать торговлю ими. Ассортимент товаров выпускаемых промышленностью и поступающих в продажу, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить, если не сгруппировать и не систематизировать, распределив по отдельным подразделениям. Этим целям и служит классификация товаров.

Распределение товаров на однородные подразделе­ния (группы, подгруппы) позволяет:

· выявить обобщенные (групповые) характеристики качества товаров и устанавливать необходимую номен­клатуру показателей качества каждой группы товаров, сформулировать общие требования к ним, разрабаты­вать общие методы их испытания, рационально орга­низовать приемку и контроль их качества;

· изучать и формировать структуру ассортимента товаров, организовывать рациональный учет их (по группам и внутри групп), составлять обобщенные заяв­ки промышленности на поставку товаров в необходимой номенклатуре и требуемого качества;

· организовывать рациональное хранение товаров ис­ходя из их общих свойств.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмно­жества. Различают два метода классификации: иерар­хический и фасетный.

Иерархический метод классификации характеризу­ется последовательным делением заданного множества объектов (например, товаров) на подчиненные подмно­жества. Все образуемые по этому методу подразде­ления (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимо­связанными подразделениями, т. е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены. Каждая часть — подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т. д.) представляет собой совокупность сходных, хотя бы по одному признаку, объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку уже различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует и сходство и разли­чие между объектами.

Иерархическая система классификации имеет не­сколько ступеней, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глу­бина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. количеством использованных при­знаков.

Распределение множества объектов на части (груп­пы) только по одному признаку называется группи­ровкой. Иерархическая система классификации

 

всегда имеет несколько взаимоподчиненных ступеней распределения и этим отличается от простой группи­ровки множества, имеющей лишь одну ступень подраздения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: