Формирование фактической себестоимости материалов

 непосредственно на счете 10 «Материалы»

    

  Материалы в организацию могут поступать:

1) От поставщиков, согласно заключенным договорам поставки

  - акцептован счет поставщика за полученные материалы     Д 10 К 60

  - на сумму НДС по приобретенным материалам                       Д 19 К 60 

    - вычет по НДС по приобретенным материалам                        Д 68 К 19 

- Отражены транспортные расходы по приобретению материалов на основании счета-фактуры транспортной организации                         Д 10 К 60

- НДС по транспортным расходам                                               Д 19 К 60

вычет по НДС по транспортным расходам                                  Д 68 К 19 

- Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов на основании счета-фактуры посредника                                                                                                                        Д 10 К 76

- НДС от вознаграждения посредника                                         Д 19 К 76

вычет по НДС от вознаграждения посредника                           Д 68 К 19 

- Начислены % за кредит, использованный на закупку материалов,

-    до поступления материалов                                          Д 76 К 66,

- при поступлении материалов проценты включены в стоимость материалов                                                                                                                     Д 10 К 76

При приобретении материалов по безналичному расчету, НДС отражается на счете 19 только при условии подтверждения его суммы в счете-фактуре.

Пример.

Организация приобрела в феврале 2019 г. копировальный аппарат за 16 800 руб. (в том числе НДС 2800 руб.), предназначенный для производственных нужд, и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Срок полезного использования копировального аппарата установлен равным 5 годам.

 

 

Содержание операций   Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ   
Принят к учету приобретенный       копировальный аппарат (16 800 - 2800)          10  60  14 000 Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер
Отражена сумма НДС по копировальному аппарату  19  60  2 800 Счет-фактура 
Принята к вычету сумма НДС, предъявленная поставщиком              68-1 19  2 800 Счет-фактура 
Произведена оплата поставщику               60  51  16 800 Выписка банка по р/счету
Списана стоимость копировального аппарата, переданного в произвтво 20  10  14 000 Требование- накладная  

2). От подотчетных лиц при закупке за наличный расчет        Д 10 К 71 

- на сумму НДС                                                                                    Д 19 К 71

- вычет по НДС                                                                     Д 68 К 19

В случае закупки материалов за наличный расчет у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и посреднических организаций основанием для выделения НДС являются суммы налога, указанные в счете-фактуре, приходном кассовом ордере и накладной на отпуск материала.

Пример.

Работнику производственной организации выданы из кассы денежные средства под отчет в сумме 2000 руб. на приобретение шкафчика и медикаментов для комплектования аптечки первой медицинской помощи. В этот же день в бухгалтерию организации работником представлен авансовый отчет с приложением оправдательных документов (чек ККМ, товарный чек), подтверждающих произведенные расходы на сумму 1480 руб. (в том числе по приобретению аптечного шкафчика за 1000 руб. и медикаментов на сумму 480 руб.). Аптечный шкаф укомплектован медикаментами в день приобретения и передан в производственный цех.

Согласно учетной политике объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. за единицу списываются на затраты производства при вводе их в эксплуатацию.

Поскольку в рассматриваемом случае счет - фактура отсутствует, организация не имеет права принять к вычету сумму НДС по оплаченным медикаментам.

 

Содержание операций   Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ   
Выданы денежные средства под отчет для приобретения аптечного шкафчика и медикаментов  71  50  2 000 Расходный кассовый ордер
Оприходованы медикаменты 10  71  480 Авансовый отчет, Приходный ордер
Отражены вложения в приобретенный аптечный шкафчик                  08-4 71  1 000 Авансовый отчет
Аптечный шкафчик принят к к учету в состав объектов                  01  08-4 1 000 Акт приемки- передачи ОС, Инвентарная карточка учета ОС
Списана стоимость аптечного шкафчика, переданного в       эксплуатацию <**>        20  01  1 000 Бухгалтерская справка   
Списана стоимость медикаментов, которыми укомплектована аптечка   20  10  480 Требование- накладная  
Возвращен в кассу остаток подотчетной суммы (2000 - 1480)            50  71  520 Приходный кассовый ордер

 

3) От учредителей в качестве вклада в уставный капитал на этапе образования предприятия по согласованной учредителями цене.

 

- на сумму вклада                                            Д 10 К 75/1

- доставка материалов                                   Д 10 К 60,76,70,69

- НДС от доставки                                           Д 19 К 60,76

- вычет по НДС                                                   Д 68 К 19

Поступление безвозмездно от юридических или физических лиц.

 Согласно п. п. 5, 9 ПБУ 5/01 полученные материалы принимаются к учету по рыночной цене как доходы будущих периодовот юридических и физических лиц Д 10 К 98/2, когда материалы отпускают в производство (Д 20 К 10), соответствующие суммы списываются на прочие доходы Д 98/2 К 91/1

Аналитический учет по счету 98, субсчет 98-2, ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

-оприходованы материалы, полученные безвозмездно          Д 10 К 98/2

- материалы отпущены в производство                                       Д 20 К 10

- доходы будущих периодов признаны внереализационными Д 98/2 К 91/1

- отражена сумма постоянного налогового актива                    Д 68 К 99

Пример.

В апреле 2019 г. организация получила от своего единственного учредителя - физического лица безвозмездно материалы рыночной стоимостью 27 500 руб. В этом же месяце организация списала материалы в производство.

 

Содержание операций   Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ   
Отражено безвозмездное поступление материалов   10.01  98.02 27 500 Документы, подтверждающие рыночную стоимость, Приходный ордер
Отпущены в производство безвозмездно полученные материалы                20  10.01 27 500 Требование- накладная  
Стоимость безвозмездно полученных материалов учтена в составе прочих доходов                  98.02 91.01 27 500 Бухгалтерская справка   

5) При полной ликвидации основных средств материалы

 приходуют по рыночной цене как прочие доходы                    Д 10 К 91/1

Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств признаются прочими доходами и расходами в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 86 Методических указаний, п. 31 ПБУ 6/01).

 

Пример.

В результате аварии в январе 2019 г. вышло из строя и не подлежит ремонту производственное оборудование (станок) первоначальной стоимостью 420 000 руб., сумма начисленной амортизации - 210 000 руб. С целью использования деталей оборудования в качестве запасных частей для ремонта аналогичных станков организация собственными силами произвела разборку станка, затраты по которой (заработная плата, страховые взносы) составили 5000 руб. При разборке оприходованы запасные части рыночной стоимостью 150 000 руб., которые были использованы для ремонта другого станка. Непригодные к использованию детали утилизированы.

 

Содержание операций  

Дебет

Кредит Сумма, руб. Первичный документ   

Бухгалтерские записи по ликвидации оборудования        

Отражена первоначальная стоимость ликвидируемого оборудования            

01.02 01.01 420 000 Акт о списании объекта ОС

Списана сумма амортизации
по ликвидируемому оборудованию            

02  01.02 210 000 Акт о списании объекта ОС

Отражены затраты по
ликвидации оборудования 

91.02 70, 69 и др. 5 000 Расчетно - платежная ведомость,Бухгалтерская справка-расчет

Оприходованы запчасти,
снятые с ликвидированного
оборудования            

10.05 91.01 150 000 Акт о списании объекта ОС  Приходный ордер

Списана остаточная  стоимость          
ликвидированного оборудования            

91.02 01.02 210 000 Акт о списании объекта ОС

Списана стоимость запасных частей,   
использованных для ремонта других станков  

20  10.05 150 000 Требование- накладная  
           

6) Вклад по договору простого товарищества             Д 10 К 80

7) Материалы, выпущенные вспомогательным производством

в сумме фактических затрат на их изготовление               Д 10 К 23







Пример.

Организация - производитель строительных материалов в октябре 2019 г. произвела материалы фактической себестоимостью 5 000 000 руб. Общая сумма НДС, уплаченного поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве данных строительных материалов, составила 450 000 руб.

В ноябре 2019 г. 20% произведенных материалов передано и затем использовано на начатое строительство производственного цеха, осуществляемое организацией хозяйственным способом. Стоимость строительных работ, выполненных собственными силами за период ноябрь - декабрь 2020 г. (без учета стоимости переданных материалов), составила 5 500 000 руб

 

Содержание операций  

Дебет

Кредит Сумма, руб. Первичный документ   

В октябре 2005 г.                      

Отражена затраты на производство продукции в текущем месяце        




20 

02, 10, 60, 76, 69, 70 и др. 5000000 Требование- накладная, Акт приемки- сдачи выполненных работ (оказанных услуг), Расчетно- платежная ведомость,Бухгалтерская справка-расчет
Оприходована готовая продукция по фактическим затратам на производство


43 

20  5000000 Накладная на передачу готовойпродукции в места хранения

В ноябре 2005 г.                       

Отражена передача готовой
продукции для ее использования в качестве строительных материалов
(5 000 000 х 20%)       

10-8 43  1000000 Накладная на отпуск материалов на сторону, Приходный ордер

Восстановлен НДС по товарам, работам,услугам, использованным
при производстве готовой продукции, 
предназначенной для строительства      
(450 000 х 20%) <*>     

19  68  90 000 Бухгалтерская справка-расчет

В ноябре - декабре по мере выполнения организацией СМР    

Списана стоимость готовой продукции, использованной в качестве материалов привыполнении СМР хозяйственным способом  

08-3 10-8 1000000 Требование- накладная  

Отражены расходы на выполнение СМР (без учета стоимости использованной в качестве материалов ГП)      

08-3 02, 10, 69, 70 и др. 5500000 Требование- накладная, Расчетно- платежная ведомость,Бухгалтерская справка-расчет

31.12.2020                          

Начислен НДС на стоимостьСМР, выполненных для собственного потребления в 2019 г. (с учетом
стоимости готовой продукции, использованной при выполнении СМР) ((1 000 000 + 5 500 000) х 20%)     

19  68  1300000 Счет-фактура 

Принят к вычету НДС по товарам, работам,услугам, использованным
при производстве готовой продукции, 
использованной в качестве
строительных материалов при строительстве хозяйственным способом   

68  19  90 000 Бухгалтерская справка   

В январе 2020 г. после уплаты в бюджет НДС, начисленного на
стоимость СМР, выполненных хозяйственным способом в 2019 г. 

Принят к вычету НДС, начисленный и уплаченный в бюджет со стоимости выполненных СМР         

68  19  1300000 Счет-фактура, Выписка банка по расчетному счету
           

 

8) При возврате материалов из основного производства и вспомогательного, материалы ранее списанных на затраты, на производство продукции, по Д 10 восстанавливается стоимость ранее списанных материалов

                                                                Д 10 К 20,23,25,26,29,44

9) При обнаружении неисправимого брака продукции в процессе производства, выявляются МЦ, пригодные для дальнейшего использования в качестве материалов Д 10/6 К 28, их учитывают по стоимости их возможного использования

10) Оприходование материалов в результате списания товаров при их порче   (Д 94 К 41) и Д 10 К 94  по рыночной стоимости

 

11) Обособленным подразделениями, выделенными на отдельный баланс, принятыматериалы, переданные им в режиме внутрихозяйственных расчетов. Филиалы, представительства отделения организаций принимают на учет материалы                         Д 10 К 79

 

Операции по доставке приобретенных материалов, их погрузке и выгрузке учитывают на тех же счетах, что и материалы:   

Д 10 К 60,71,76,70,69 -  в зависимости от вида расхода.

НДС, уплаченный поставщику (Д 19 К 60), можно возместить из бюджета (Д 68 К 19), если выполнено четыре условия:

- материалы приняты на учет (поступили),

- от поставщика получен счет-фактура,

- материалы используются для производства продукции (работ, услуг), облагаемых НДС.

НДС, приходящийся на поступившие материалы, подлежит включению в их фактическую себестоимость заготовления /в Д 10, 15/ в следующих случаях:

- при использовании материалов для изготовления продукции,/работ, услуг / не облагаемой НДС,

- при приобретении материалов за наличный расчет в розничной торговле и у населения,

- при приобретении многооборотной тары,

- когда в счете-фактуре и расчетном документе не выделена сумма НДС.

 НДС, относящийся к материаламнепроизводственного назначения, списывается Д 91 К 19. Во всех случаях списание НДС происходит после поступления материалов.


















double arrow
Сейчас читают про: