Ключевые риски холдинга

Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018

Https://ar2018.rzd.ru/ru

Эффективное управление рисками представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес-процессами, принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.

В ОАО «РЖД» с мая 2018 года координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУРиВК) входят в сферу ответственности Центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля (далее – Центр). Ранее это направление находилось в зоне ответственности Центра развития управления рисками и аутсорсингом.

Основные задачи Центра:

· координация построения СУРиВК;

· мониторинг процессов управления рисками и внутреннего контроля для достижения целей деятельности ОАО «РЖД» и минимизации рисков до приемлемого уровня;

· формирование требований к организации СУРиВК и порядку выполнения процедур управления рисками и внутреннего контроля.

ОАО «РЖД» в своей деятельности придерживается принципов и подходов к построению и функционированию эффективной системы управления рисками, изложенных в следующих документах:

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Внутренний контроль. Интегрированная модель»;

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»;

· ISO/ГОСТ Р 31000;

· Кодекс корпоративного управления, одобренный письмом Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463;

· Методические указания по подготовке положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года;

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Годовой отчет ОАО «РЖД» 2017

Https://ar2017.rzd.ru/ru/corporate-governance/risks

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Отслеживание и прогнозирование рисков является неотъемлемой частью стратегического и операционного управления в ОАО «РЖД». В Компании выстроена эффективная система риск-менеджмента, позволяющая осуществлять управление рисками и их минимизацию.

ОАО «РЖД» придерживается принципов управления рисками, изложенных в концептуальных моделях управления рисками Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO ERM «Управление рисками организаций. Интегрированная модель»), международном стандарте ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и требованиях соответствующих положений Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463).

Цели системы управления рисками:

· обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;

· обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов;

· комплексность – использование единой методологии и единых принципов, учет системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий;

· интеграция – управление рисками является неотъемлемой частью процессов управления, в том числе стратегического и операционного планирования;

· непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД»;

· охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению;

· сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ ХОЛДИНГА

Наибольшее влияние на основные показатели деятельности Компании могут оказать следующие внешние риски:

· ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов, заложенных в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД»;

· недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;

· отсутствие или невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;

· либерализация рынка грузовых и пассажирских перевозок.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных последствий рисков ОАО «РЖД» повышает клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.

Категория рисков Наименование риска Вероятность Степень воздействия Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации

Макроэкономические

Ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов 20–50 % 4 Реализация комплекса мер по повышению эффективности, таких как повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, сдерживание роста цен, организационно-технические мероприятия
Недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД». Реализация комплекса мер по повышению эффективности

Государственное регулирование

Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта 20–50 % 3 Поиск альтернативных источников финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Изменение государственного регулирования, включая регулирование в сфере поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта 20–50 % 3

Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД»

Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте 5–20 % 3 Своевременное представление в государственные органы предложений по изменению нормативно-правовой базы с обоснованием с точки зрения экономики, безопасности и мирового опыта

Рыночные

Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений 5–10 % 2 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах
Агрессивная ценовая политика компаний других видов транспорта 5–20 % 3 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями

Инвестиционные

Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры 5–20 % 4 Оптимизация технических решений. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы 5–20 % 2 Совершенствование системы управления и развитие компетенций в сфере проектного управления. Детализация планов реализации по проектам.
Налоговые Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики
Управленческие Недостаточность компетенций персонала в области управления 5–10 % 2 Совершенствование системы управления с помощью консолидации и упрощения организационно-функциональных структур, а также развития процедур и методов управления

Кадровые

Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя 5–10 % 3 Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и профессиональной подготовке. Укрепление бренда работодателя
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе 5–10 % 3 Профессиональная ориентация молодежи в образовательных учреждениях, центрах довузовской подготовки, включая детские железные дороги. Организация целевой подготовки студентов и взаимодействие с вузами и техникумами. Реализация целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД», направленной на развитие и удержание молодых работников. Системная работа по обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников Компании. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников

Научно-технические и технологические

Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта 5–20 % 3

Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов

Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок 5–20 % 2
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения 5–20 % 2
Технологические (внутренние) Снижение безопасности движения вследствие: а) снижения надежности подвижного состава; б) снижения надежности объектов инфраструктуры 5–20 % 2 Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания подвижного состава. Реализация инвестиционной программы

Технологические (внешние)

Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании 5–20 % 2 Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов 5–20 % 3 Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

 

         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: