Практическое применение гидролиза

На практике с гидролизом преподавателю приходится сталкиваться, например при приготовлении растворов гидролизующихся солей (ацетат свинца, например). Обычная “методика”: в колбу наливается вода, засыпается соль, взбалтывается. Остается белый осадок. Добавляем еще воды, взбалтываем, осадок не исчезает. Добавляем из чайника горячей воды – осадка кажется еще больше… А причина в том, что одновременно с растворением идет гидролиз соли, и белый осадок, который мы видим это уже продукты гидролиза – малорастворимые основные соли. Все наши дальнейшие действия, разбавление, нагревание, только усиливают степень гидролиза. Как же подавить гидролиз? Не нагревать, не готовить слишком разбавленных растворов, и поскольку главным образом мешает гидролиз по катиону – добавить кислоты. Лучше соответствующей, то есть уксусной.

В других случаях степень гидролиза желательно увеличить, и чтобы сделать щелочной моющий раствор бельевой соды более активным, мы его нагреваем – степень гидролиза карбоната натрия при этом возрастает.

Важную роль играет гидролиз в процессе обезжелезивания воды методом аэрации. При насыщении воды кислородом, содержащийся в ней гидрокарбонат железа(II) окисляется до соли железа(III), значительно сильнее подвергающегося гидролизу. В результате происходит полный гидролиз и железо отделяется в виде осадка гидроксида железа(III).

На этом же основано применение солей алюминия в качестве коагулянтов в процессах очистки воды. Добавляемые в воду соли алюминия в присутствии гидрокарбонат-ионов полностью гидролизуются и объемистый гидроксид алюминия коагулирует, увлекая с собой в осадок различные примеси.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Задание № 1. Запишите уравнения гидролиза солей и определите среду водных растворов (рН) и тип гидролиза:

Na2SiO3 , AlCl3, K2S.

Задание № 2. Составьте уравнения гидролиза солей, определите тип гидролиза и среду раствора:

Сульфита калия, хлорида натрия, бромида железа (III)

Задание № 3. Составьте уравнения гидролиза, определите тип гидролиза и среду водного раствора соли для следующих веществ:

сульфид калия - K2S, бромид алюминия - AlBr3, хлорид лития – LiCl, фосфат натрия - Na3PO4, сульфат калия - K2SO4, хлорид цинка - ZnCl2, сульфит натрия - Na2SO3, сульфат аммония - (NH4)2SO4, бромид бария - BaBr2

 

 

Отчет о выполнении домашнего задания (в виде  сканкопий, фотографий или документов Microsoft Word) прислать на электронный адрес:  

larisanikolaevna.epgl@yandex.ru

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Рудзитис Г.Е. Химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2014. - 224 с. (§ 21).

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. https://kardaeva.ru/dlya-uchenika/11-klass/298-gidroliz-organicheskikh-i-neorganicheskikh-soedinenij

2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-na-temu-gidroliz-organicheskih-i-neorganicheskih-veschestv-1401455.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: