Классические способы ретуши

Традиционная ретушь предлагает следующие основные способы борьбы с дефектами фотографий:

  • механические - с помощью инструментов (скребки, растушевки, тампоны, кисточки, грифели, скальпели, аэрографы и т. п.): удаление пятен, царапин, высветление и подчеркивание отдельных мест, затушевывание дефектов или мешающих элементов и т. п.;
  • химические - с помощью реактивов, прозрачных и кроющих красок: усиление или ослабление плотности негатива, вытравливание отдельных элементов на позитиве, тонирование, закраска и т. п.;
  • оптические или световые.

Первые два типа издавна использовались профессионалами и "продвинутыми" любителями для ретуши как негативов, так и позитивов. Но в связи с все более широким внедрением автоматизированных фотолабораторий, эти способы ретуши неуклонно переходят в разряд чисто профессиональной деятельности.

Третий тип связан с предварительной (перед съемкой) подготовкой портретируемого, гримировкой, выбором соответствующих фотоматериалов, источников освещения и т. п., а также корректировкой отдельных частей или специальной художественной обработкой всей фотографии при печати.

Принципиальную сложность для традиционной ретуши представляет цветная фотография, поскольку эмульсия цветных фотоматериалов является многослойной, что практически исключает применение механических способов ретуши.

Успех в ретуши, во-первых, зависит от профессионализма ретушера, его опыта, знаний, навыков. Во-вторых - от качества и разнообразия инструментов и материалов. В любом случае, классическая ретушь - очень трудоемкий и длительный процесс, выполняемый методом проб и ошибок

УСИЛЕНИЕ

Усилением называется процесс фотографической обработки, в результате которого увеличивается общая оптическая плотность и повышается контраст проявленного серебряного изображения, а прозрачность его уменьшается.

Желательность усиления негатива может возникнуть в следующих случаях.

1. Недостаточный контраст негатива при отсутствии подходящего позитивного материала.

2. Малая общая плотность негатива, требующая слишком короткой выдержки при позитивном процессе, практически неосуществимой или неудобной.

3. Отдельные участки негатива настолько прозрачны, что на отпечатках эти места получаются слишком темными и лишенными подробностей.

Следует помнить, что в результате усиления усиливаются слабо выраженные подробности в тенях, но тех подробностей, которые вовсе отсутствуют на негативе, нельзя вызвать никакой химической обработкой. Усиление помогает тогда, когда негатив содержит все нужные элементы изображения, слабо выявленные недостаточным проявлением; там же, где свет при съемке не произвел минимально необходимого воздействия на фотослой, усилитель бессилен.

Рис. 72. Схема действия усилителя

Действие усилителя схематически показано на рис. 72, Перед усилением завуалированного негатива нужно удалить вуаль (поверхностным ослабителем), иначе одновременно с усилением изображения станет усиливаться и вуаль.

РЕЦЕПТЫ УСИЛИТЕЛЕЙ

Хромовый усилитель

Рекомендуем читателям в первую очередь хромовый усилитель ввиду его надежности в работе, прочности усиленного им изображения. Хотя он дает сравнительно умеренную степень усиления, ценным его качеством является действие преимущественно на слабо выработанные участки негатива. В результате обработки хромовым усилителем к частицам металлического серебра, составляющего изображение, добавляется новое непрозрачное вещество, вследствие чего увеличиваются оптические плотности негатива (примерно на 50%).

Обработка делится на два этапа: отбеливание и чернение.

Сначала серебряное изображение отбеливается раствором двухромовокислого калия (хромпик) и соляной кислоты. После отбеливания негатив должен быть чернен (вторично проявлен) проявителем нормального состава. Затем следуюг промывка и сушка.

Отбеливатель

Вода 250 мл
Двухромовокислый калий 2,5 г
Соляная кислота (10%-ный раствор) 5 мл

Негатив погрузите в отбеливатель и оставьте там до исчезновения черных следов изображения (наблюдение ведите по оборотной стороне негатива). Полное отбеливание занимает от 30 секунд до 3 минут; при неполном отбеливании может получиться относительно более высокая степень усиления небольших плотностей по сравнению с более плотными участками негатива.

По окончании отбеливания промойте негатив в проточной воде до полного удаления из слоя следов двухромовокислого калия (до исчезновения желтоватой окраски фотослоя), что достигается обычно в полчаса.

После этой промежуточной промывки отбеленный негатив следует чернить в нормальном проявителе, работающем быстро и не окрашивающем негатив: метоло-гидрохиноновом, метоловом, параминофеноловом .

Проявитель должен быть еще неиспользованным и после чернения выливается.

Чернение длится от 3 до 15 минут (при 20o) в зависимости от состава проявителя и от желаемой степени усиления. В течение всей обработки проявителем негатив в ванночке нужно освещать полным дневным светом (не прямыми лучами солнца) или возможно более ярким электрическим светом, иначе усиление не будет полным.

После чернения негатив ополосните в воде и перенесите на 5 минут в закрепитель (лучше кислый), затем основательно промойте и высушите.

Если достигнутую степень усиления вы найдете недостаточной, то процесс усиления можно повторить (уже усиленный негатив снова отбелить и еще раз проявить), однако производить эту обработку одного негатива более двух раз нецелесообразно, так как дальнейшая степень усиления будет незначительной.

От прибавления к 100 мл отбеливателя 5 мл 10%-ного раствора бромистого калия скорость отбеливания увеличится и степень усиления повысится.

Двухромовокислый калнй (а следовательно, и приготовленный с ним отбеливатель) ядовит и опасен даже в самых малых количествах; поэтому необходимо наклеить на сосуды с ним ярлыки с надписью "яд", содержать вещество и раствор под замком, применять их с осторожностью и следить, чтобы крупинки хромпика не попали в порезы и царапины на пальцах, тщательно мыть руки мылом после обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: