Теоретический материал для самостоятельного изучения

Урок по повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

«Вы все будете жить…»

«Матерь человеческая» — это повесть о женщине, которая несмотря на страшные испытания, благодаря своей материнской любви к людям и миру, смогла возродить к жизни родную землю после страшной войны.

Цель: познакомиться с творчеством писателя В. Закруткина.

Задачи:

обращение к темам патриотизма, мужества;

приобщение к историческому прошлому;

рассмотрение таких вечных тем, как тема любви, материнства, патриотизма.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

биографию писателя и особенности творчества В. Закруткина;

мы научимся:

интерпретировать повесть о войне, анализировать образы героев, их поступки;

мы сможем:

проследить особенности проявления в творчестве писателя такого чувства, как патриотизм.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Темы патриотизма, мужества;

2. Историческое прошлое;

3. Тема любви, материнства, патриотизма.

Тезаурус

Повесть – прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Эпизод – составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

Образ – свойственный художественной литературе как виду искусства способ отражения (воспроизведения, пересоздания) действительности.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку.

Интеграция – процесс вставки частей во что-то.

Антитеза (противопоставление) – стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии (скрытое сравнение).

Градация – стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы.

Список литературы

Дополнительная литература:

1. Материнское поле // Приложение к журналу Сельская молодежь, тт. 4-5. М., 1963, 512 с.

2. Белова Д. Н. Образ Богоматери – эстетический идеал православия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – №5. – 2001. – С. 84-94.

4. Закруткин В. Матерь Человеческая. Повесть. кн. изд-во, 1985.

5. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен // Спец. науч. ред. О. Д. Митрофанова. – 3-е изд., стереотип. М., Русский язык, 1984, 384 с.

6. Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО Совершенство – Port-Royal, 1997.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1969 году Виталий Закруткин написал одно из самых пронзительных произведений «Матерь человеческая» о подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Это повесть о женщине, способной своей самоотверженной любовью спасти и сохранить погибающий мир.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска продвигаются вглубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказываются оккупированными. Затерянный в степях хуторок, где живёт молодая женщина Мария с мужем Иваном и сыном Васяткой, также захвачен фашистами. Враги сжигают хутор, угоняют людей в Германию, убивают Ивана и Васятку. Марии, которая находится в положении, удаётся спастись. В одиночку ей приходится бороться за свою жизнь и за жизнь будущего ребёнка.

Героиня родилась и выросла в маленьком хуторе. Здесь она провела счастливое детство, юношество, обрела счастье любви, замужества, материнства, но с приходом гитлеровских карателей в одночасье лишилась всего этого. Пепелище хутора — будто кладбище, где навсегда похоронена прежняя, счастливая и мирная жизнь. Всё вокруг напоминает об угнанных фашистами земляках, заставляя сердце Марии болезненно сжиматься от горя. Но где ей искать пристанища?

«Она стояла, опустив голову. На мгновение ей снова показалось, что она спит и видит кошмарный сон, что вот-вот её кто-то разбудит и перед ней заголубеют чистые стены родного дома … Но мычание коров, тихое повизгивание собаки и — самое главное — удушающий запах гари и дыма вернули Марию к тому, что произошло на хуторе, и она, подавляя крик отчаяния, поняла, что пепелище, и сожжённые дома, и смерть мужа и сына, и могила Сани на кукурузном поле, и трупы немца и рыжей лошади на хуторской улице — это и есть то, от чего никуда не уйдёшь».

В подвале своего дома Мария находит раненного немца. Она жаждет мести. «Медленно спускалась она в погреб, останавливаясь на каждой ступеньке, и каждая ступенька — Мария помнила: их было девять — приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в ее горячечном сознании укладывалась в знакомые с детства слова: “Смертию смерть поправ”… И хотя она по-своему толковала эти когда-то услышанные от старой бабки слова, ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу…».

Но убийства Мария не совершает. Она не может лишить жизни слабого, напуганного юношу и начинает заботиться о нём. Его рана оказывается смертельной. В последние минуты своей жизни солдат зовёт Марию мамой.

Молодая женщин даёт приют и животным, оставшимся без хозяев. Собаки, коровы, овцы, голуби, лошади — для всех у неё находится тёплый уголок, пища и вода.

Однажды к Марии приходят маленькие сироты. Они сбежали из попавшего под обстрел поезда. Она с радостью принимает их и заботится. Они становятся друг другу опорой и поддержкой. А вскоре появляется на свет и сын Марии, которого она в честь своего первого ребёнка называет Вася.

«… В это мгновение обессилевшей, ослабленной после родовых мук Марии показалось, что она родила их всех, беззащитных, рассеянных войной по бесприютным, угрюмым полям малых людей, от которых она, родившая их мать, должна отвести смерть… Ей почудилось, что в свисте пуль и грохоте снарядов она родила не только сына..., но, содрогаясь от мучительной боли и счастья, родила всех детей истерзанной земли, требующих от неё, матери, защиты и ласки. — Вы будете жить… Вы все будете жить…».

Мария, познавшая боль своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Материнское чувство помогло выжить героине в катастрофических условиях. Не обращаясь напрямую к Богоматери, она последовала Её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.

Молодая женщин даёт приют и животным, оставшимся без хозяев. Собаки, коровы, овцы, голуби, лошади — для всех у неё находится тёплый уголок, пища и вода.

Однажды к Марии приходят маленькие сироты. Они сбежали из попавшего под обстрел поезда. Она с радостью принимает их и заботится. Они становятся друг другу опорой и поддержкой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: