IV. Работа с произведением. Понимание прочитанного.
1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.
– Скажите, где происходит действие? (Дворец…)
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы? Королева
Капризная, ленивая, надменная, бессердечная.
Учитель-умный, терпеливый, выдержанный, робкий.
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
(Звучат фанфары)
V. Физкультминутка.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до мысочков.
Раз – цветок, два – цветок.
А потом сплетём венок.
VI. Работа с произведением. (Продолжение)
(Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)
– Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.
– 12 месяцев сидят вокруг костра
|
|
ря– Картинка с изображением зимнего месяца
ПРОВЕРКА
Ряд.
– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).
– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).
– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)
Ряд. (ремарка)
– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)
Ряд.
3. Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)
– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)
– Кто решил прочитать всю сказку?
VIII. Дом. задание. Сделать афишу к сказке
Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?
(Это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.
- Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.
После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
|
|
Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).
- Понравилась вам сказка? Посмотрели фильм?
Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?
- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?
Драма как род литературы
Беседа
Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике
Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки, труднее - драматической)
- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
- Итак, сформулируйте, что такое драма
Действительно трудно. Мы постараемся ответить на вопрос, связанные с понятием «драма». Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53). Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения. — Назовите роды литературы. Эпос, лирика, драма. — К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы? — Произведения каких видов мы отнесем к драме? — Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений? |
Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.
|
|
|
Таким образом, что же у нас получилось? (Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.Текст драмы состоит из монологов, диалогов и ремарок.Драма состоит из действий, актов, картин, сцен. Что такое пьеса? Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. - Ребята, кто из вас был в театре? - Какие пьесы, представления вы смотрели? - Какие впечатления у вас остались. А сейчас вопросы на сообразительность: - Для чего нужны в театре антракты? (например, чтобы сменить декорации) -Что вместо описаний природы на сцене? (декорации, играет музык) |
Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
(Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)
|
|
Вопросы для анализа эпизода.
1 Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?(нет, проявление неуважения к взрослому человеку.Королева ведет себя,как избалованный ребенок)
2 Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге).
- Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).
«Падчерицу отправляют в лес»