Часть -1: Тон общения=результат.
В этом уроке мы познакомимся с тремя нашими частями личности (субличностями): Родитель (Род), Взрослый (Взр) и Ребёнок (Реб).
И от того, в каком они находятся взаимодействии внутри нас, как взаимодействуют с внешними людьми и внешним миром, и зависят наши результаты:
- что у нас в нашей жизни происходит,
- получаем ли мы то желаемое, или должны мириться с тем, что происходит в реальности и оставаться в постоянном чувстве неудовлетворённости и стремления в счастью, благополучию, достатку в деньгах… но никогда этого не достигать.
Нам предстоит научиться видеть в себе, в общении с людьми проявления этих трёх наших частей, распознавать их. Затем, чтобы научиться корректировать это взаимодействие, делать его эффективным, гармоничным, чтобы и во внешнем мире проявлялось всё, чего мы хотим.
Итак, знакомимся:
1) Родитель – это тот, кто хранит в себе некий свод правил и законов, этот наша совесть, в нём хранятся все установки, которые мы получили начиная с детства: от родителей, учителей, государства и его структур.
Мотивация Род при принятии решений и в общении с людьми: «Я всегда прав!». И он будет биться за то, чтобы оставаться правым! Но наша правота не нужна никому, не интересна… поэтому люди стараются отстраниться, держаться на расстоянии от такого человека, избегать общения с ним.
Ещё одна мотивация Род: «Сохранить то, что есть!» Это значит, что Родитель не заинтересован ни в каких изменениях, ему не интересно новое, оно его пугает…
Поэтому он всячески будет держаться за старое: убеждения, опыт, такие люди сохраняют старые вещи (одежду, документы, ненужное барахло). Они отвергают все предложения, которые ведут к изменениям, они их панически боятся. Не принимают другое мнение, критикуют, сопротивляются, настаивают на своём…им очень трудно менять своё мнение и решения.
Что полезного для нас в Родителе:
- это наш внутренний контроль, это все отработанные до автомата действия: например – переход улицы по правилам дорожного движения, чтобы нам каждый раз не думать, как правильно переходить?
- Это наша способность позаботиться о себе, обеспечить себе выживание.
- это наш прочный тыл, который должен обеспечить нам внутреннюю БЕЗОПАСНОСТЬ – это в норме, когда мы чувствуем, что с нами всё хорошо сегодня, и всегда так будет!
- Это такой внутренний стержень: ценности, законы и правила жизни.
РОДИТЕЛЬСКИЙ тон: указующий, не терпящий возражений, давящий, грозящий, раздражённый, выражающий непонимание, гневный, учительский, назидательный, угрожающий, надменный, высокомерный, категоричный.
Фразы:
- «тебе надо это сделать»,
- ты должен сделать!
- я намерена с этим разобраться…
- нам надо поговорить!
- сколько раз можно повторять?
- неужели не понятно?
- Я этого не потерплю
- Я сказал, чтобы было сделано немедленно
- Как это можно не понять
- Ежу понятно
- Я категорически с этим не согласна
- Какой дурак это придумал?
- Как вам не стыдно?
- Имейте совесть!
- Нельзя, ни в коем случае!!!
И при этом поза: угрожающая, «Руки в боки», пальцем грозит, кулаком по столу…
Позиция родителя: - Присутствует всегда оценка, не допускающая дискуссии;
- В деятельности (на работе) опирается на догмы, традиции и устаревшие правила.
2) Взрослый – это тот, кто адекватизирует ситуации, принимает решения, действует.
Мотивация поступков и решений Взр: могу-не могу, полезно-неполезно, выгодно-невыгодно, интересно-неинтересно.
Тон: деловой, корректный, уважительный, спокойный, заинтересованный, вовлекающий, прямо смотрит в глаза, в высказываниях нет категоричности. Позиция договорённости, открытости к диалогу.
Фразы:
- «Давайте подумаем…»
- «Давай вместе посмотрим, решим…»
- «А интересно, если так…?»
- Извините, я вас не понял, объясните ещё раз…
- Я видимо неверно выразилась, раз вы не так меня поняли
- Давайте по рассуждаем…
- Давайте подумаем вместе…
- Как вы планируете это делать?
- А что, если нам сделать вот так?…
Основная эмоция (интонация) ВЗРОСЛОГО – ИНТЕРЕС!
Действия Взрослого продиктованы требованиями реальности, адекватны ситуации.
Задача Взрослого: 1) Обуздать чрезмерные желания ребёнка;
2) Противостоять устаревшим и невыполнимым требованиям Родителя.
3) Принимать решения, брать ответственность за них.
4) Действовать, выполнять свои решения.
В отношениях: только Взрослая Женщина может построить гармоничные отношения с Взрослым Мужчиной, быть счастливой, реализовать себя, вдохновлять этот мир на развитие. Все остальные варианты приводят нас к неудовлетворённости, разочарованию, вечному поиску своего мужчины и счастья с ним.
3. Ребёнок: Это наши эмоции, желания – он хочет, переживает, восхищается, удивляется, творит, любопытствует!
Фразы по типам ребёнка:
1) сопротивляющийся: - Зачем мне это всё надо?
- «Когда всё это кончится!»
- «Надоело всё!»;
- Да ненавижу я это!
- Да пропади оно всё пропадом!
2) подавленный: - «обидно!» жалко, печально…
3) радостный: - «Ой! Хочу это сейчас!».
- Здорово!!! Ух ты!!!
- Превосходно, великолепно!
- Хочу, не хочу,
- Я вас люблю
- Гениально!
Какие интонации при этом используем: Капризные, ноющие, обиженные, возмущённые, протестующие, радостные, восхищённые…
Действия РЕБЁНКА продиктованы ЖЕЛАНИЯМИ!
1. Закон «Тон общения = результат».
При общении с окружением фокус должен быть на выборе интонации. Какой интонацией мы даём стимул, такой и будет ответная реакция.
Какую реакцию мы ждём от мужчины в общении, когда мы хотим, чтобы он что-то сделал для нас, подарил, помог в чём-то, и т.д.?
- Да, мы хотим, чтобы он отреагировал как взрослый М: чтобы сделал, подарил, помог… подвёз и т.д.
Действовать будет только Взрослый. Чтобы вызвать у него желание действовать, нужно обращаться к нему из взрослой части:
-какими фразами? Каким тоном? – вопросительным!!!
- мог бы ты?
- полезно тебе будет…?
- хорошо ли будет для тебя (выгодно)?
- удобно ли тебе будет заехать…?
- интересно тебе это?
- как ты думаешь, если сделать так…?
- «я решаю» - «он решает».
Итак, запоминаем: чтобы что-то получить от мужчины (любого человека), мы должны обратиться к нему (простимулировать) из Взрослого состояния!!!
Правило общения из Взрослого состояния: переводим все фразы, все свои утверждения - в ВОПРОСЫ!!!
Пример: Ж говорит М: «Сходи в магазин за продуктами!» (это стимул) - здесь повелительное наклонение – сходи!
Это тон РОДИТЕЛЯ, и сразу реакция М будет из Ребёнка: почему я? Почему сейчас?
И вы получите сопротивление – оно уже будет из Родителя М, он будет защищать своего Ребёнка.
А если заменить стимул на вопрос: «Мог бы ты сходить в магазин за продуктами?» - на этот вопрос мужчина не может сказать: «Не могу!» - это он тогда сам себе подтверждает, что он не может, а для него – значит импотент!
Он ответит: «Могу, но попозже»… или: «Конечно могу, а что купить?»…
Запомнили? – Родительский тон всегда вызывает реакцию сопротивления из Ребёнка, и тут же вступает свой родитель на защиту, и ответит в соответствующем тоне: «Сама не можешь что ли, я занят!»…или что-то в этом роде…
Если стимул будет из состояния сопротивляющегося Ребёнка – он вызовет реакцию Родителя, и это будет нападение!
Только из состояния радующейся Девочки (Реб) мы можем мотивировать М на действия, на помощь, подарки, цветы. комплименты! Как часто вы замечаете в себе эмоции радующейся девочки? – отследите в течение дня!
Д/З: 1. В течение дня наблюдать:- какие интонации преобладают у вас при общении: - на работе, дома с детьми, в общении с М?
- из какого состояния принимаются вами решения? из какого состояния вы себя мотивируете?
1) ХОЧУ или НЕ ХОЧУ – это ребёнок, как часто вы решаете делать только то, что вы хотите. Есть ли у вас такое разрешение себе? и не делать то, чего не хочу… или тут включается родительская позиция: «Надо!»
2) НАДО - это Родительская позиция, это когда внутренний голос постоянно долбит «давай, надо!», включает ответственность с позиции «ДОЛЖЕСТВОВАНИЯ»… и как вы себя мотивируете в этом случае? Какие стимулы применяете?
3) ВЗРОСЛЫЙ – из позиции «я могу», «я решаю», адекватно реальной ситуации и полезности (выгоды). Это тот эффективный контроль
2. Какими тональностями общаются люди с вами, какое состояние в них доминирует?
- Если вы из состояния Ребёнка общаетесь, то какую реакцию вызываете? Какой тональностью с вами общаются?
- Если вы как Взрослый общаетесь, то какая реакция?
- И если вы зависаете в роли Родителя – какую реакцию вызывает ваш стимул в людях?... Оправдываются, ноют, жалуются… не берут ответственность.
- Как вы реагируете на их стимулы?
3. Вечером анализируем: определяем, сколько по времени, в какой позиции находитесь в течение дня в процентах?
Нормально, если:
- Для М: 75% - Взрослый, 12,5% - Ребёнок, 12,5% - Родитель.
- Для Ж: 60% - Взрослый, 25% - Ребёнок, 15% - Родитель.
4. Тренируем позицию Взрослого: полезно-неполезно, выгодно-невыгодно? Целесообразно-нецелесообразно?
- а мне это сейчас полезно? Выяснять отношения…, переживать за другого человека;
- Если для меня полезно йогой заниматься, я буду!
- целесообразно ли это сейчас? - работать ночью, например?
Что даст вам выполнение этого задания?
- Нам нужно понять, какими тональностями чаще всего вы пользуетесь при общении с людьми, и какие реакции это вызывает, какой резонанс вызывает ваша интонация?
И какая выгода нам от всего этого?
- Если тональность у нас Детская, какую тональность она запустит?
- Если тональность Взрослая – какую реакцию другого человека она вызовет?
- Если тональность Родителя, какую тональность простимулирует?