Домашнее задание Составить конспект по материалам урока

Эпиграф: Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом.

В.Распутин

 

Ход урока:

Поэт Владимир СКИФ написал стихотворение, которое называется

«Валентину Распутину».

Продавит русская весна
Плотину вражеского круга.

Россия будет спасена -
И в этом есть твоя заслуга.
Борьбы невиданной накал
Очистит Родину от смога.
Задышат Волга и Байкал -
И в этом есть твоя подмога.
Излечит русская душа
Народ от горечи и гнета
Из православного ковша -
И в этом есть твоя забота.
Господь Великий как-нибудь
Нас отведет от замогилья.
Осветит солнце Русский Путь -
И в этом есть твои усилья.
- В чем видит В. Скиф заслугу Распутина перед своей страной? (Писатель трудился ради возрождения и процветания России; своими произведениями он учит нас добру, справедливости, осознанию чувства долга, ответственности за все, что происходит в твоем селе, городе, стране.)

3. Биография В.Г. Распутина
Валентин Григорьевич Распутин (род.1937) родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин провел в деревне Аталанка (Усть – Удинский район, Иркутская область). Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961 год).

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно – Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман – газета».

 Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

С 1966 года Распутин – профессиональный литератор. С 1967 года – член Союза писателей СССР.

 В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой»» (1976).

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 году — рассказы «Поминный день»; в 1997 — «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

 В Иркутске Распутин содействует изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входит в совет литературного журнала «Сибирь».

4. Философский аспект повести.

1) Аналитическая беседа.

- Каков сюжет повести? (История затопления расположенного на острове сибирского села Матеры).

- Как описана Матёра? (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

2) Словарная работа

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Аналитическая беседа:

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.

- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты.)

- В чем конфликт повести? (Конфликт философский – столкновение старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отрицая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом?)

- Назовите героев повести. Какие образы противопоставлены? (Старухи Дарья, Катерина, Сима, дед Богодул. Они противопоставлены своим детям и внукам – Павлу, Соне, Андрею, Петрухе. Представителями молодого поколения являются также Воронцов, Жук).

  Составим таблицу – сравнительную характеристику «стариков» и «молодёжи», сопоставив их по разным параметрам, приводя примеры из текста (Реализация домашнего задания).

«Старики» «Молодёжь»

Отношение к «малой родине»

Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры. Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) – перебрались в город, оторвались от корней. Павел не чувствует «какого – то сильного, надрывного чувства», когда видит пожар родной избы. Петруха сжёг родной дом, чтобы побыстрее получить за него деньги.

Отношение к предкам

Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей. Просит у них совета. Дарья хочет перевезти с собой в городской поселок могилы родителей. Мудрым афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни». Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабашка или нет. Петруха оставляет мать без дома и без средств к существованию. Катерина вынуждена искать приют у подруги.

Отношение к природе

Дарья: «Поцарюет – поцарюет и загорюет». Человек и природа слиты воедино. Андрей: «Человек – царь природы». Человек оторван от природы.

 

- В чем заключается нравственная красота Дарьи? (Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").)

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

(У них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства. "Обсевки")

 

Выводы: столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потери нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

 

Аналитическая беседа:

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру?(Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища.

4) Просмотр эпизода фильма «Прощание» (Режиссер Элем Климов, 1981 год). Анализ сцены разорения кладбища.

- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
- Как к этому относитесь?
- Так поступать можно?
- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
- Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
- Чем является Матёра для них?

Выводы: Это надругательство, самое настоящее. О туристах вспомнили, а о людях, которые здесь родились и жизнь прожили, нет. Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ? И не может быть оправдано благо миллионов за счет бед пусть даже немногих соотечественников.

5 Итоги урока

 Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования. «К чему искать какую – то особую вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…» Но надежда все же преобладает. Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому нет конца. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро.

Обратимся к нашему эпиграфу. Прокомментируйте его.


























Домашнее задание Составить конспект по материалам урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: