Помощь учащихся фронту

БОУ «Новокемская ОШ»

Митрофанов В.К., учитель истории, высшая категория.

Урок по теме «Помощь учащихся Вашкинского района фронту»

Урок с использованием краеведческого материала, главным историческим источником являются статьи из районной газеты «Колхозный путь».

Цель урока: Познакомить обучающихся с жизнью и трудовой деятельностью подростков в годы войны на территории Вашкинского района.

 

Задачи урока:

1.Рассказать о трудовом подвиге детей в годы войны.

2. Воспитывать уважение молодого поколения к труду и свершениям старшего поколения.

3. Указать на взаимосвязь истории малой родины с историей всей страны в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 года.

 

 

Вводные вопросы к обучающимся:

1. Изменилась ли жизнь детей с началом войны?

2. Что она принесла детям?

3. На каких работах использовался труд детей?

4. Отношение детей к труду?

5. Чем, кроме труда, помогали дети Родине?

6. Почему дети рано взрослели в годы войны?

7. Почему всех детей, кто пошёл официально работать награждали медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»

 

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Материал для беседы с детьми:  (можно использовать только часть материала, в зависимости от возраста обучающихся)

 

Великая Отечественная война длилась долгих четыре года. С первых дней войны на защиту Отечества встали все граждане Советского Союза, от мала до велика - от детей до стариков, все как один они ненавидели фашистских захватчиков и вели борьбу с ними. Кто на поле боя не щадил себя, а кто, и на колхозных полях превозмогая усталость, боролся за урожай – залог будущей победы.

Наш Вашкинский район оказался в годы войны прифронтовым, уже осенью 1941 года война полыхала  рядом – под Вытегрой на Оштинском рубеже, где нашим землякам, благодаря отваге и стойкости, удалось удержать наступление врага и не допустить его в глубь Вологодской области. Вашкинцы во время войны не раз слышали гул военных самолётов, разрывы бомб и канонаду артиллерийских орудий. Над страной нависла смертельная опасность и это осознавали все, враг пришёл в наш дом  разрушить его. Могли ли безучастно наблюдать происходящее дети, не имеющие права с оружием в руках защищать родину. Как могли в это тяжёлое время помочь фронту учащиеся нашего района? Как могли они помочь взрослым – бойцам Красной Армии уничтожить ненавистного врага?

 

Помощь учащихся фронту.

 

После начала войны и объявления мобилизации из деревень и сёл нашего района стали уходить на фронт мужчины призывного возраста, как правило, это - самые здоровые и сильные люди. В тылу оставались женщины, дети и старики. На их плечи и свалилась вся тяжесть работ по обеспечению Красной Армии продовольствием – хлебом, мясом и молоком. Только упорным трудом можно было добиться выполнения государственных планов, привлекая к труду учащихся района. Такое решение появилось сразу после начала войны. С началом сенокосной поры учащиеся стали привлекаться к полевым работам. В статье «Учащиеся помогают колхозникам» мы можем прочитать об этом: « На полевых работах Вашкинского сельсовета активно участвуют ученики начальных школ. Например, в сельхозартели «Безбожник» школьники организованно проводят прополку овощных культур, льна, пшеницы, ячменя. Они оказывают большую помощь колхозу по борьбе с сорняками посевов. В большинстве колхозов этого сельсовета учащиеся заготавливают веточный корм для общественного скота. На призыв любимого вождя народов товарища Сталина, учащиеся с небывалым подъёмом взялись за работу на колхозных полях, тем самым оказывая помощь Красной Армии в борьбе с коварным врагом – фашистскими кровопийцами Германии. На борьбу за новые производственные успехи поднялся весь советский народ, всё колхозное крестьянство, старики и дети. Все они полны одной мыслью – быстрее убрать урожай, дать Красной Армии всё необходимое для победы над вероломным врагом.(без подписи) (1)  Ф.Лавров в своей статье «На уборке сена работают подростки и старики» сообщает: «Уборка богатого урожая в колхозах Вашкинского района идёт организованно. На полевых работах участвуют не только взрослые колхозники, но и старики, и подростки. Значительно поднялась производительность труда. В сельхозартели «Красные Порожки» все колхозники и колхозницы перевыполняют нормы выработки. Здесь на косьбе естественных сенокосов при норме 0, 35 га в среднем на каждого косца ежедневно выполняется по пятьдесят пять соток.

Правление колхоза и колхозницы решили в период уборки урожая рабочий день начинать с 3 часов утра и до 10 часов вечера с перерывами на обед по 1, 5 - 2 часа. Это решение они твёрдо выполняют.

На 15 июля в этом колхозе скошено трав по 50 процентов и значительная часть сена убрана. Успешно проходят и другие работы. Особое внимание обращено на борьбу с сорняками на посевах. Лён и пшеница здесь прополоты.

В сельхозартели «Красные Порожки» колхозники взяли обязательство закончить сеноуборку к 20 июля.

Хорошие образцы организованности показывают и другие колхозы. Например, в сельхозартели «Коммунар» на уборке урожая принимают участие колхозники от мала до велика.

Одновременно с уборкой трав они успешно проводят и другие сельскохозяйственные работы – подготовку паров, прополку посевов, заготовку веточного корма и т.д.

Ученики оказывают колхозу огромную помощь. Они заготовили много веточного корма для общественного скота колхоза.

С каждым днём растёт производительность труда. На вспашке пара колхозник тов. А.Виноградов одноконным плугом пашет по 0, 90 га, на сеноуборке нормы выработки выполняют на 150 – 170 процентов.

Фашистская банда головорезов гитлеровской Германии напала на нашу родину. В ответ на это вероломное нападение ненавистных людоедов колхозники Вашкинского сельсовета, как и весь советский народ, отвечают новым подъёмом трудового энтузиазма, высокой организованностью, крепкой трудовой дисциплиной и высокой производительностью труда.

Колхозное крестьянство вместе со всем советским народом самоотверженной работой куёт победу над кровожадным врагом.

Во - время и без потерь уберём богатый урожай, дадим героической Красной Армии всё необходимое для разгрома врага».(2) А это уже статья С.Лещёва о Шубачском сельсовете - «Работают дружно и организованно»: «В сельхозартели «Красный остров», Островского сельсовета дружно и организовано идёт уборка сена. Здесь взрослые, старики и подростки все участвуют на полевых работах». Ещё информация об этом сельсовете в статье Осипова «Высокая производительность»: «Замечательные образцы высокой производительности труда показывают женщины – колхозницы сельхозартели «Вперёд», Шубачского сельсовета…На уборку урожая выходят все колхозники, старики и подростки. Дисциплина труда хорошая, рабочий день начинается в 3 часа утра и заканчивается поздно вечером»(3)

Не отставали от колхозников учащиеся и педагоги Роксомской школы, вот что сообщает М.Травина в статье «Учащиеся и педагоги Роксомской НСШ помогают колхозам»: «Настойчиво борются за высокий колхозный урожай учителя и ученики Роксомской НСШ. В колхозе «Первомайский», Роксомского сельсовета, на прополке картофеля ежедневно работаю по 18 – 20 учащихся. Работой учеников на полях руководят педагоги этой школы товарищи Кузнецова и Петрова. В колхозе «Весёлые горы» педагоги товарищи Куликова и Иванова организовали учеников на прополку картофеля. На полевые работы дети идут с огромным желанием и работают замечательно. Они стараются сделать больше и лучше. Замечательные образцы самоотверженной работы показывают 14 летний Н.М.Лаврушин, он рано утром выходит на сенокос и скашивает по 20 соток, а днём идёт на другие полевые работы. Е.Никитин, А.Ворошилов, В.Чухин, Ф.Торгованов  сейчас работают на вывозке навоза в паровое поле и показывают хорошие образцы дисциплинированности…»(4) Благодаря детям сенокос завершили во время, об этом пишет И.Осин в заметке «В колхозах Киснемы»: «…Сегодня – завтра заканчивает сенокос сельхозартель «Красный труженик»…Замечательную инициативу проявляют дети – учащиеся  Шура и Нина Каталковы, Шура Прохоренков, Галаничев, Козин да восхода солнца выезжают на обвозку сена и уходят с поля вместе со всеми колхозниками. Они оказывают колхозу очень большую помощь»(5) В Киснемской школе такое же движение учащихся, они борются за высокую производительность труда, так пишет А.Бряткова в статье «Дети - учащиеся помогают колхозам»: «Учащиеся Киснемской неполной средней школы – дети колхозников сельхозартели «Красная Звезда», Вашкинского сельсовета, принимают активное участие в работе на колхозном производстве. В дни отечественной войны дети работают на полях вместе со взрослыми и дают высокую производительность труда. Такие ребята как Настя Афанасьева, Шура Сорокин, Вася Брятков, Катя Соловьёва, Вася Колосов и Коля Рожков в июле каждый день работали на сеноуборке и других работах. Они заработали от 24 до 41 трудодня каждый…». Сенокос закончен, на вспашке пара опять отличились школьники. Об этом читаем в сообщении «Работают дружно и организовано»: «…Колхозники сельхозартели «Комбайн» (Киуйский сельсовет) по – большевистски организовали труд. Здесь рабочий день начинается в 3- 4 часа утра и кончается поздно вечером. На полевых работах принимают участие не только взрослые колхозники, но и подростки. Так, например, Н.Щепетов, Н.Щепетов работают высокопроизводительно и делают не меньше взрослых. На вспашке пара одноконным плугом они ежедневно пашут по 0, 6 га.

Ученицы Е.Соколова, В.Краснова и Ф.Володичева работающие на уборке сена, ежедневно делают не меньше взрослых колхозников…» (автор Я)(6)

Во время страды все силы прилагают  учащиеся в Малевском сельсовете, статья об этом «В колхозе «Искра Ленина»: «Стремясь всеми силами помочь фронту быстрее разгромить фашистские орды колхозники сельхозартели «Искра Ленина», Малевского сельсовета по – стахановски работают на уборке. Ещё до восхода колхозники выходят на поля, вслед за ними выезжают на обвозку сена дети – учащиеся Лиза Антонова, Женя Логинов. Это - лучшие помощники колхозу, - они успевают везде…» (Ив.Осин)(7)

Лён являлся стратегическим сырьём, из него изготовляли порох во время войны. Ученики и тут помогают взрослым, статья на эту тему «Помогаем своему колхозу», пишет  Коничев: «Учительница Мунской начальной школы товарищ Лукичева организовала школьников на помощь колхозу «Красный кустарь». Ребята ежедневно работают на тереблении льна. Двадцать пять мальчиков и девочек дружно рано утром идут на колхозные поля.

Тамара Лаганичева, Гриша Щеголев, Вася Ляганов, Лида Кирикова, Лена Федотова, Мира Шарагина, Настя Лукичёва и Лида Орехова не уступают взрослым и даже перевыполняют нормы. Хорошо работают и многие другие ребята. Так помогают дети нашей Красной Армии!»(8) Ученики понимали цель своей работы на колхозных полях, это видно из статьи З.Махаловой «Школьники помогают своему колхозу»: «В сельскохозяйственной артели «Безбожник», Вашкинского сельсовета, хорошо работают на полях подростки. Они оказывают большую помощь в выполнении сельскохозяйственных работ. В период сеноуборки ребята косили, гребли и убирали сено, а сейчас, они жнут озимые и теребят лён. 18 августа педагог начальной школы М.Ф.Мазилова вышла с учениками своей школы теребить лён. За день ребята вытеребили 0,4 гектара льна.

- Мы будем помогать колхозу в скорейшем завершении уборки урожая – заявили ребята, чтобы наш колхоз дал больше продуктов Красной Армии, чтобы обеспечить скорейший разгром кровавого фашизма».(9)

Во время войны широко применялись субботники и воскресники, это работа в выходные дни, весь заработок отдавался в фонд обороны страны. Е.Бреканцев пишет о таком воскреснике в статье «На МЮД - овском воскреснике»: «7 сентября в Тиминском сельсовете состоялся воскресник, организованный молодёжью в честь 28 годовщины МЮД. На этом воскреснике работало 53 человека комсомольцев и несоюзной молодёжи. Хорошие примеры организованности показали учащиеся начальной Тиминской школы…Молодёжь оказала большую помощь колхозам в полевых работах и главное на уборке урожая. Участники воскресника заработанные трудодни передали в фонд обороны страны». (10) Ещё об одной самоотверженной работе читаем в статье И.К.Проничева«Ученики в колхозе»: «Учащиеся Андреевской СШ А.Романов и В.Киселёв 7 сентября работали в колхозе «Красный партизан» на вспашке зяби, а бригада П.Шангичева в количестве 6 человек косила и убирала горох. Они оказали хорошую помощь колхозу в уборке и на вспашке зяби. Заработанные трудодни эти товарищи передали в фонд обороны страны».(11)

Из статьи «Работают наравне со взрослыми» Н.В.Логинова узнаём какую ещё работу выполняли учащиеся в колхозах: «Бригада учеников 5 – 7 классов Роксомской НСШ в количестве 9 человек работая в колхозе «Верный путь» ежедневно перевыполняют нормы выработки взрослых колхозников. С 3 по 8 сентября за 6 рабочих дней бригада выработала 100, 7 трудодня. Вытереблено льна 0, 80 га, сжато ржи 0, 82 га, косьба гороха – 0,59 га. Вывезено ржи 220 суслонов, вывезено и развешено льна 881 сноп, поправлено изгороди 300 метров и другие  работы, как то ремонт гумен, отводов, отвозка молока. Ученица Васильева Анастасия 1 сентября выжала 0, 18 га ржи. Бригадир ученик VI класса Аленичев Виктор ежедневно ведёт учёт в бригаде, сам показывает пример в работе. Бригада не имеет прогулов. Ребята заявляют: «Поможем всем силами нашей Красной Армии, уберём вовремя урожай с полей. А потом с новыми силами возьмёмся за учёбу». (12)

Конечно, примером для учащихся были их наставники – учителя. Пишет об этом в статье «Помощь учащихся» З.Малахова: «Большую помощь оказывают учащиеся 5-6 классов, колхозу «Безбожник», Вашкинского сельсовета. Вместе с учениками работает и педагог Вашкиснкой СШ Вера Петровна Иванова. В сентябре учащиеся скосили весь горох в колхозе, выдергали лён, молотили и стлали его, сейчас копают картофель. Работа организована индивидуально. Бригадир бригады Катя Харитонова ученица 6 класса выполняет и перевыполняет нормы выработки, Маруся Демьянова выполняет нормы и ряд других девочек хорошо работает. Учительница Вера Петровна перевыполняет нормы на 260 – 300 процентов. У ребят одно мнение и одна цель – всеми силами помочь колхозу скорее убрать урожай. Колхозники благодарят ребят за оказанную помощь».(13)

Учащиеся работали в поле после уроков, копали картофель, читаем в статье

«Хорошо работают школьники» А.А.Рублёва: «Колхоз «Красный Октябрь», Вашпанского сельсовета, копку картофеля начал 29 сентября. В поле были все, кто только может работать – цель у всех одна, поскорее убрать картофель. Особенно надо отметить работу школьников Вашпанской начальной школы. 1 октября, после окончания занятий, 17 учеников, под руководством учительницы товарищем Шиловой выкопали девять центнеров».(центнер – 100 килограммов) (14)

 

В 1942 году жить и работать в колхозах стало ещё труднее, люди испытывали голод. Трудоспособное население опять покидало деревни и сёла, немецкое наступление на юге требовало новых жертв и сил. Но наши земляки не сдавались и вновь дети помогают колхозам в уборке урожая. Работали наравне со взрослыми, об этом пишет автор, подписавшийся М.З. в статье

«Хороший пример»: «Первый раз в этом году вышли на сенокос Ольга Афоничева, Катя Дёмичева, Нюра Андреева и Маня Афоничева девочки – ученицы колхоза «Герой», Пушторского сельсовета. Трудновато было косить в первые дни, но девочки работали с большим задором, не хотелось отставать от других. А теперь ученицы очень полюбили работу и каждое утро вместе со взрослыми выходят на луга и пока не сойдёт роса, работают – косят, а потом вместе с другими колхозниками сушат и убирают сено».(15)

Трудна работа на полях, но необходима. «Колхоз «Красные Порожки» приступил к прополке зерновых» об этом пишет В.Г.- сам редактор газеты В.Гарновский: «К прополке зерновых культур и льна приступили в колхозе «Красные Порожки», Вашкинского сельсовета. На поле вышли женщины, ребята – школьники, старушки. В первый день от сорняков было очищено  около двух гектар пшеницы, теперь часть людей переключилась на прополку льна. Всего работает на прополке до 20 человек».(16)

«Дети будут работать в колхозе», так называется статья о новом решении правительства и реакции на это решение Логиновских школьников: «Обсудив постановление партии и правительства о повышении для колхозников обязательного минимума трудодней, учащиеся Логиновской начальной школы решили с момента окончания учебного года принять активное участие на колхозной работе. Дети обязались выработать не менее 50 трудодней каждому».(17)

З. Емеличева пишет об удивительных людях, простых тружениках в статье «Стахановский труд»: «Иринья Кирилловна Коновалова и её 12 -летний сын Анатолий, колхоз «Победа – II», Липиноборского сельсовета, по - стахановски работают на сенокошении. Они вместе каждый день с раннего утра выходят в поле и перевыполняют нормы. Например, 14 июля мать и сын Коноваловы выкосили 90 соток». (18)

 

 

Во время войны взрослели рано, в 15 лет с мальчишек был большой спрос – руководить бригадами в колхозе, вот как рассказывает о своём бригадирстве Лазарь Черепеничев в статье «Уборку проведём быстро и без потерь»: «В самый разгар сеноуборки колхозники нашей сельхозартели «Красный труженик», Киснемского сельсовета, назначили меня бригадиром, мне всего 15 лет и руководство бригадой для меня сложное и незнакомое. Однако с помощью своего отца и передовых колхозников я успешно справляюсь с работой. Работа на полях у нас начинается с раннего утра и продолжается до позднего вечера. Такие колхозницы, как Анна Васильева, ей 63 года, Евдокия Прохоренкова, Мария Ариничева, тоже имеют за плечами 50 с лишним лет, но всегда на косьбе перевыполняют нормы выработки. Замечательно также работает Ефалья Прохоренкова, Ефросинья Егорова и Анна Кузнецова. Эти женщины выкосили уже более 40 гектаров. Хорошо работают на уборке сена Ираида Бердина, учительница Ариничева и другие. Старики Артемий Черепеничев, Андрей Васильев, Михаил Кузнецов участвуют на работе вместе с молодыми колхозниками и дают высокую производительность труда. С такими людьми работать можно, они во всём помогают мне и учат, как лучше сделать ту или иную работу. В нашей бригаде дела идут значительно лучше, чем в первой бригаде и мы уверены, что уборку урожая проведём быстро и без потерь».(19)

«Старики и подростки, все работают на уборке урожая» - под таким названием опубликована статья В.Г. (В.Гарновского): «Все в поле, все в работе – жнут зерновые, молотят, сеют в сельхозартели «Заветы Ильича»…Девочки подростки тоже в поле. За эти дни 14- летняя Нюра Мылова вытеребила лён с полугектара. Катя Голышева, Мария Рублёва стараются не отстать от подруг…» (20)

Как видно из материалов статей учащиеся больше всего привлекались к полевым работам в колхозе в летний и осенний период – на время уборки урожая. Кроме этого детский труд использовался на всевозможных подсобных работах. В газете не написано о том, что часть учащихся покидала школьные парты насовсем, уходила на работу в колхоз, таким образом, имея возможность получить дополнительное питание для себя и своих родных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: