Архитектура 1930-х годов

Советская архитектура 1920-1930-х годов

Введение. Революция 1917создала предпосылки дляразвития архитектуры нового типа. Национализация земли позволила архитекторам создавать ансамбли любого масштаба, планировать новые и перепланировать старые города и поселки, широко внедрять новые принципы, технологии, методы архитектурного проектирования и строительства. В связи с задачами формирования общества и государства нового типа появились новые типы жилых (дом-коммуна) и общественных (дом культуры, фабрика-кухня, дворец советов и т.д.) зданий. Огромный размах приобрело промышленное строительство.

 

Архитектура периода Революции и Гражданской войны 1917-1921

В военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Задача обеспечения жилплощадью решалась не с помощью строительства, а административными способами. После революции была отменена частная собственность на недвижимость, был принят закон «О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных» и сразу же началось переселение рабочих из трущоб в особняки и доходные дома в центре городов, вместо жилищного строительства вынужденно проводилось т.н. «уплотнение», появились «коммунальные квартиры».

Практически все первое пятилетие после революции 1917 архитектура развивалась в основном только теоретически и в виде проектов. Сотрудничая со скульпторами, некоторые архитекторы создавали памятники, участвуя в осуществлении Плана монументальной пропаганды (Л. В. Руднев, памятник «Жертвам революции» на Марсовом поле, 1917—1919).

В 1920 Владимир Татлин создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве: Ба́шня Та́тлина (Памятник III интернационала ). Башня осталась в виде проекта, модели, однако оказала значительное влияние на развитие архитектуры.

 

Архитектура 1920-х годов

Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — одни мастера остались верны ретроспективизму, другие занимались новаторством. В среде новаторов сложилось две основные тенденции — рационализм и конструктивизм.

Рационализм. Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредотачивалось на проблеме художественного образа. Архитекторы этого направления считали, что нельзя забывать об объективных закономерностях формообразования, а также о психофизиологических особенностях восприятия человека.

Конструктивизм. Школа конструктивизма сформировалась чуть позже. Архитекторы-конструктивисты подчеркивали важность учёта функционально конструктивной основы строительства, кроме того — боролись против «реставраторских» тенденций в отношении прежних архитектурных традиций. Конструктивизм ярко проявил себя в начале 1923, когда братья Веснины создали проект Дворца труда в Москве.

Авангард в архитектуре. В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской архитектуры в целом. Работы этого направления — конкурсные работы на проекты здания московского отделения «Ленинградская правда», акционерного общества «Аркос» (арх. Иван Фомин), здание советского павильона на Всемирной выставке в Париже (арх. Константин Мельников), московского телеграфа (арх. Иван Рерберг) и т. д.

Жилище. В последующие годы развернулось массовое строительство жилья рабочих (3—5-этажные секционные дома), а также типовое проектирование жилищ «трудящихся в условиях социалистического общества», возводились жилые комплексыи громадные дома-коммуны.

Общественные здания. Постепенно складывается новый тип общественного здания. Много строится рабочих и сельских клубов, изб-читален, домов культуры, фабрик-кухонь. По проекту Константина Мельникова в Москве было построено пять клубов: имени Русакова, имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Он рассматривал рабочие клубы как тип здания, который своим обликом должен отражать новые формы жизни и труда.

Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934) братьев Весниных — типичное проявление конструктивизма: большие, ничем не украшенные плоскости, обширные застекленные поверхности, свободная композиция разных объёмов, динамичность композиции. Они же возвели Днепрогэс (Днепровскую гидроэлектростанцию) — лучший образец промышленного строительства 1920 - начала 1930-х.

Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х влияли на мастеров, которые прежде ориентировались на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева, постройки Фомина 1920-х, хотя Жолтовский остается стойким в своих классицистических исканиях.

Архитектура 1930-х годов

В начале 1930-х в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры «сталинского ампира».

Конкурс на возведение Дворца Советов (начало 1930-х) был важным моментом в развитии творческих поисков. Восторжествовала несколько модернизированная идея традиционного монумента — в варианте Иофана с множеством колонн и гигантской статуей.

В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Новые задачи времени — сооружение ансамбля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.

Стилевые тенденции располагались между двумя крайними точками — аванградом и традиционализмом. Влияние конструктивизма ещё мощно ощущалось, вдобавок, завершались стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, те же; взорван фашистами, позже восстановлен), здание комбината газеты «Правда» (1931—1935, Пантелеймон Голосов), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием Госпрома (Сергей Серафимов и Самуил Кравец). Эти искания продолжали некоторые архитекторы 1930-х годов: Аркадий Лангман построил здание Совета труда и обороны (позже дом Совнаркома, Госплана, 1933-36; совр. здание Государственной Думы в Охотном ряду). Лев Руднев и Владимир Мунц возвели здание академии им. Фрунзе — строгое в формах, расчлененное и величественное. В 1938 был открыт созданный по проекту Александра Власова Крымский мост, – висячий мост через Москву-реку, расположенный на трассе Садового кольца.

Иван Жолтовский же в эти годы возглавляет традиционалистское направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. В 1930-е колоннада становится излюбленным декоративным приемом.

Ощущается тяготение к использованию не только классических, но и национальных традиций. Это, в частности, проявилось при строительстве павильонов будущего ВДНХ. Архитекторы пытаются соединить старое и новое, классическое и национальное. Таково, например, здание дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1933-38), архитекторы Илья Лежава и Виктор Кокорин: здесь аркада нижнего этажа, отсылающая к архитектуре старого Тифлиса, соединена с простой композицией здания. Александр Таманян создавал ансамбль центра Еревана, добавляя к традиционным национальным чертам элементы классики.

Московский метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные Ворота (1935) и Театральную (1938, бывш. «Площадь Свердлова»), ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, бывш. «Дворец Советов») и Маяковскую (1938), стремясь к визуальному облегчению конструкций, легкости, рациональности.

К концу 1930-х в архитектуре возобладал советский неоклассицизм или «сталинский ампир». Его характерные черты: помпезность, пышность, перегруженность советской символикой, использование всевозможных строительных материалов и множества украшений (мрамор, мозаика, витражи, светильники, решетки, шпили, колоннады и др.).

Советская архитектура 1930-х ярко воплотила черты основного мирового стиля тех лет — ар-деко. Те же тенденции проявились и в других видах искусства, особенно в ДПИ. Таким образом, период 1920-х в истории отечественной архитектуры отличается доминированием аванграда, а период 1930-х – преобладанием ар-деко как синтеза модернизма и традиционализма.

Литература:

Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Т. 1. — М., 1996.

Все публикации Селима Омаровича Хан-Магомедова (числом свыше 600) очень полезны для изучения советской архитектуры!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: