Пилютов Петр Андреевич

 

 

 

Петр Андреевич Пилютов родился в 1906 году в деревне Лучия Рогачевского района Гомельской области в крестьянской семье. Белорус. В начале 20-х годов с родителями переехал в Ашу. Здесь окончил семь классов, работал на металлургическом заводе молотобойцем, потом кузнецом. В 1928 году призван в Советскую Армию. Участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», воевал у озера Хасан и с белофиннами. Член КПСС с 1939 года. С июня 1941 года на Ленинградском фронте — в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Капитан, заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка. Был дважды ранен. Совершил 1945 боевых вылетов, лично сбил 23 вражеских самолета.

Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1943 года. Награжден четырьмя орденами Ленина (первый № 40 — за спасение челюскинцев), четырьмя Красного Знамени, двумя Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.

После войны гвардии полковник П. А. Пилютов окончил академию (ныне Военно-воздушная имени Ю. А. Гагарина). Умер в 1960 году в Ленинграде. Его именем названа улица в Ленинграде, парк культуры и отдыха в Аше.

 

Великую Отечественную войну П. А. Пилютов встретил под Ленинградом. Его эскадрилья была оснащена новыми скоростными истребителями МИГ-3. Уже в первых встречах с фашистскими летчиками он смело вступал в бой и выходил победителем над превосходящим противником. О том, как капитан Пилютов защищал Ленинград, дают представление такие факты: с июля по декабрь 1941 года он совершил 170 боевых вылетов, лично сбил 6 вражеских самолетов и 4 — в групповом бою. Имя Пилютова было хорошо известно. «Часовой ленинградского неба» — так его любовно называли ленинградцы.

17 декабря 1941 года. Едва пробивался сквозь облака морозный рассвет, а уже кипела работа: готовили истребители к боевому вылету. На другом конце аэродрома шла посадка женщин, детей и стариков в транспортные самолеты «дугласы» для переброски на Большую землю. Заместителю командира 154-го истребительного авиаполка капитану Пилютову вместе с группой истребителей приказано сопровождать «дугласы». Вот они один за другим берут курс на Ладожское озеро. В самый последний момент получен приказ: истребителям немедленно взлететь навстречу вражеским бомбардировщикам, приближающимся к Ленинграду. Вместе с «дугласами» пришлось лететь одному Пилютову.

Чтобы лучше видеть и успешно маневрировать, Пилютов пошел над самолетами, высоко в облаках. Транспортные подходили к южному берегу Ладожского озера, когда он заметил, что на них кинулись шесть «хейнкелей». Он бросился наперерез и дал очередь из всех пулеметов. Один стервятник, объятый пламенем, падает и взрывается на ходу. Фашисты, не зная, сколько истребителей их атакует, бросились вверх, в облака, и потеряли советского летчика. Пилютов дал полный газ и догнал их. Завязалась смертельная схватка. Гитлеровцы пытаются зайти Пилютову в хвост, он мгновенно разворачивается и идет навстречу, в лоб, расчищая себе дорогу огнем. Нервы у фашистов не выдержали, они взмыли вверх и проскочили, едва не задев. Но для Пилютова этого мгновения было достаточно, чтобы заложить крепкую очередь в одного из них.

Оставшаяся четверка поняла, что против них один истребитель. Обозленные неудачей, фашисты стремятся зажать машину в клещи. Пилютов искусно маневрирует и продолжает отвлекать на себя «хейнкелей», давая возможность «дугласам» уйти в безопасную зону. И все же численное превосходство врага сказалось: перебита тяга охлаждения жидкости. Мотор быстро перегревается и дает резкие перебои. Упала скорость, падает высота. Фашистские самолеты кружат над Пилютовым, но он, снижаясь, ловко уходит от ударов и отстреливается.

И вот мотор заглох. Пилютов мастерски сажает самолет на «живот». А фашисты вьются над ним и бьют из пушек и пулеметов. Пилютов ранен. С трудом выбирается из кабины, ему удается отползти в сторону. А гитлеровцы продолжают пикировать и упорно бьют по машине, пока не зажгли ее. Наконец они ушли, видимо, посчитали, что советский летчик сгорел. А Пилютов все полз в сторону от горящего истребителя, пока не потерял сознание. К раненому подбежали дети, потом подъехал на санях старый колхозник. Он и отвез летчика в госпиталь.

Транспортные самолеты из Ленинграда благополучно доставили эвакуированных к месту назначения.

На теле летчика врачи обнаружили двадцать одну рану, вынули четыре осколка и пулю из руки. Уже в январе 1942 года капитан П. А. Пилютов снова в строю и не покидал штурвал самолета до полного разгрома гитлеровских войск.

 

ПЛОТНИКОВ Александр Григорьевич

 

 

 

Александр Григорьевич Плотников родился в 1916 году в деревне Плотниково Каргапольского района Курганской области в крестьянской семье. Русский. Окончил школу ФЗО Златоустовского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Работал кочегаром, помощником машиниста на станции Миасс. В 1937 году был призван в Советскую Армию. Участвовал в войне с белофиннами. Лейтенант, командир танкового взвода танкового полка 70-й стрелковой дивизии.

Звание Героя Советского Союза присвоено 21 марта 1940 года.

После войны с белофиннами А. Г. Плотников служил в Закавказском военном округе. Был делегатом XII съезда комсомола Армении. Учился в Военной академии. С мая 1942 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Воронежском фронте. Гвардии капитан, командир танкового батальона. Кандидат в члены КПСС (1942 год).

А. Г. Плотников погиб в бою 28 июня 1942 года. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно. Именем Героя названа улица в Миассе и деревне Ломово Воронежской области. На доме, где жил А. Г. Плотников, установлена мемориальная доска.

 

Финское военное командование рассчитывало задержать советские войска на подступах к так называемой «линии Маннергейма», представлявшей систему мощных укреплений. Удары советской авиации, артиллерии и танков сокрушили эту хваленую «линию».

В конце февраля 1940 года войска 7-й армии прорвали главную оборонительную полосу и вышли на подступы к Выборгу. Противник отчаянно сопротивлялся.

Танковому взводу комсомольца лейтенанта Плотникова было приказано поддержать стрелковые подразделения, которым предстояло овладеть населенными пунктами — Хейнлахти, Тайвора и Нисалахти. После короткого и мощного артиллерийского налета советские пехотинцы устремились на вражеские позиции. Танкисты Плотникова, двигаясь вместе с пехотой, огнем и гусеницами уничтожали вражеские огневые точки.

Вдруг танк Плотникова вздрогнул и закрутился на месте. Вражеский снаряд повредил гусеницу. Второй снаряд угодил в башню, командир взвода получил ранение. Были ранены и члены экипажа. В это время финны перешли в контратаку. Превозмогая боль, Плотников прильнул к танковому пулемету и открыл уничтожающий огонь. Атака финнов захлебнулась.

Наши стрелковые подразделения вновь дружно поднялись и пошли на штурм вражеских позиций. Александр Плотников снял с танка пулемет и вместе с пехотинцами пошел в атаку. Финны не выдержали мощного натиска советских воинов и отступили. И только тогда лейтенант Плотников в тяжелом состоянии эвакуировался в госпиталь.

Из наградного листа:

«Командир взвода А. Плотников показал образец мужества и геройства в подавлении огневых точек противника и его полном уничтожении. Будучи ранен, в течение часа продолжал поддерживать наступление своего подразделения и пехоты... Своим личным примером, увлекая взвод, заставил противника отойти с занимаемых позиций».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: