Есть свои закономерности внушения и внушаемости

Неосознаваемые переживания ребенка отражаются в его творчестве.

У меня на приеме девочка. Она нарисовала себя, маму, бабушку и дедушку. Я спрашиваю: "А где же папа?!" Отвечает: "Не хватило места..." Даю ей большой лист ватмана: "Нарисуй семью..." Рисует. Отца на листе нет. И если листом бумаги ей будет служить само небо, отцу все равно не найдется на нем места! Так получилось в этой семье, что отец есть, но его нет. Формально - он в семье, эмоционально - он чужой.

На листе бумаги семья. Наивный детский рисунок. Но я изучаю этот рисунок со всем тщанием. Ребенок поместил себя в центре, мать и отец по обе стороны от него, все держат друг друга за руки. Над ними солнце. Это крепкая, добрая семья. И все это - неосознаваемо!

Итак, повторяю, абсолютно все, что человек увидел, услышал, пережил, навсегда в его неосознаваемом.

 
Неосознаваемый жизненный опыт с раннего возраста формирует у человека систему отношений к себе, к другим людям и к жизни!

И он может относиться к себе с уважением, с гордостью или с горечью, презрением, самоотрицанием, может быть уверен или не уверен в себе.

Он может относиться к другим людям доброжелательно, с доверием, альтруистично или недоверчиво, подозрительно, отрицательно, презрительно, с гордыней.

Он может относиться к жизни оптимистично или пессимистично. И речь в данном случае идет не о сознательном, а о бессознательном отношении.

 

Прижизненно сложившиеся в неосознаваемом представления о чем-то или о ком-то, неосознаваемые пристрастия к чему-то или к кому-то, неосознаваемые оценки чего-то или кого-то - одним словом, неосознаваемая система отношений человека к чему-то или к кому-то, к жизни в целом - это установки!

 Они, неизгладимы, они тем сильнее, чем большая эмоция, чем большее чувство связано с ними. И есть слабые, есть сильные и есть очень сильные установки.


Они, установки, влияют, и часто мощно, нередко сильнее натуры и разума, на принятие человеком того или иного решения, на его выбор, на его реагирование, особенно в экстремальных ситуациях, на его пристрастия, на психическое состояние и настроение - одним словом, на его поведение в целом, а в результате на его судьбу.

Установки в основном формируются в детстве, они формируются под влиянием жизни, но в основном все же под влиянием родителей.

  Воспитание - во многом формирование добрых установок!

  Таким образом, мы подошли к сердцевине проблемы воспитания как воспитания установок.

 

Установки у ребенка формируются родителями прежде всего путем внушения.

 

При этом, естественно, родители внушают детям собственную систему отношений к себе, к ним, к другим людям и к жизни в самом раннем, в самом внушаемом возрасте.

 

Поэтому родительское внушение - первое и наиболее сильное!

.

Поэтому именно родители ответственны за дурное в своих детях даже в том случае, если позже их детям внушалось зло со стороны. Существует понятие нравственного иммунитета. Об одном говорят: "К нему грязь не пристанет", о другом же: "Свинья грязи везде найдет". И тот, кто своевременно получил прививку нравственного иммунитета, проходит через любые соблазны и отрицательные влияния незапятнанным. Именно к родительским установкам относятся слова "впитал с молоком матери".

 

До достижения ребенком возраста двух с половиной лет он и его родители нерасторжимы. Критика к словам и действиям родителей отсутствует. Их внушение в этом возрастном периоде непоколебимо. В широко раскрытые глаза, в "большие уши" ребенка вливаются потоки информации и занимают "первые места". Дитя запечатлевает манеры, стиль поведения, речь и смысл произносимого родителями, становится их ребенком как бы второй раз, уже по духу.

В возрасте от двух с половиной до пяти лет, в так называемый период негативизма, внушающее воздействие родителей ослабевает. Ребенок этого возраста полагает, что он могуществен. И он уверенно заявляет: "Я сам, я могу!" Вместе с тем развивающаяся быстрыми темпами речь ребенка и его крепнущие интеллектуальные возможности обусловливают появление способности воспринимать доводы. И если до двух с половиной лет родители только "изрекают", внушая, то с двух с половиной до пяти лет возникают и первые попытки убедить ребенка.

 

С пяти лет внушаемость вновь усиливается. Ребенок все больше понимает, насколько сложен окружающий мир, начинает осознавать как свою беспомощность, так и могущество родителей. И он вновь крепко держится за руку матери, он вновь максимально внушаем. Такая внушаемость характерна для детей до десяти лет. После десяти лет внушающее воздействие родителей стремительно свертывается.

Есть свои закономерности внушения и внушаемости.

  До десяти лет ребенок воспринимает внушаемое родителями вне зависимости от их личностного уровня, от их положения в обществе. С десяти лет он воспринимает внушаемое только от авторитетных для него людей. Это касается и родителей. И чем авторитетнее человек для ребенка, тем сильнее его внушающее воздействие!

 

  К особенностям внушения относится не только тот, кто внушает, но и как, когда, где происходит чудо внушения установок.

 

  Так, внушается как установка только то, что говорится искренне и эмоционально - от всего сердца!

      

  Воспринимается, формируя установки, все, что делается искренне, эмоционально, также от души.

  Все же неискреннее, формальное, назидательное, худосочное отвергается, воспринимается равнодушно.

 

Можно обмануть в том, что от души и что неискренне, самого проницательного взрослого. Однако невозможно обмануть в этом своего ребенка. Самой природой ему дарована интуитивная сверхпроницательность

 

В то же время родители и сами во многом руководствуются установками. Установки же непоколебимы. И то, что в высказываниях родителей от их установок, звучит страстно, убежденно, как непогрешимое! Дети интуитивно улавливают эту страстную убежденность, и вот это-то и воспринимается ими как непогрешимое, формируя их установки. Таким образом, можно сказать, что установки детей - это установки их родителей. Положительны установки родителей на себя, на других людей, на жизнь - стало быть, положительны установки на себя, на других людей, на жизнь и у их детей.

 

Схожие установки, объединяясь, поддерживают друг друга и борются с противоположными по направленности.

 Это обстоятельство очень важно, потому что один из блоков установок, как правило, будучи более сильным, доминирует, определяя характер и направленность личности.

Это важно и потому, что правильное воспитание формирует доминирующий блок положительных установок, нравственный иммунитет, подавляющий отрицательные установки, если таковые были внушены, внушаются или будут внушены "на улице".


Ведущие установки образуют характер. Характер - "вторая натура". Установки настолько сильны, что могут подавить или обострить натуру человека.

 


Установки, комплексы

и воспитание

(продолжение)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: