Когда что-то страстно проповедуют самим детям, это прямое внушение установок

Если при детях что-то, прямо не адресованное им, страстно обсуждается, комментируется, оценивается как положительное или как отрицательное, как благородное или как подлое, как истинное или как ложное, - это косвенное внушение, еще более действенное, чем прямое.

 
  Итак, мать и отец косвенно внушают установки, комментируя, обсуждая, оценивая свои поступки, обращаясь друг к другу при детях: "Подумал я... и отказался. Не к лицу мне за такое браться. Не хочу я неправедных денег!"


  Внушают косвенно, когда эмоционально обсуждают что-то из телепередач, газет, книг или из произошедшего рядом.

Внушают косвенно, побуждая группу играющих детей выбирать нравственные сюжеты игры, обсуждая роли детей в игре: "Ты играешь хорошего - доброго, смелого, а ему придется сыграть плохого..."


    Внушают косвенно
, прибегая и к помощи игрушек. Устами матери, отца мощно внушает кукла Катенька, Мишка-медведь, лошадка и зайчик. Одно дело, если напрямую что-то внушает мама, а малышу в это время хочется играть. И совсем другое, если в эмоциональной игре, когда глазки ребенка горят неподдельным интересом, а ушки "широко открыты", говорит, внушая что-то, Буратино.


  Следует помнить, что, когда ребенок болен, устал, когда у него плохое настроение, все разумное, доброе может восприниматься с раздражением.

 Общеизвестно, что даже взрослый очень часто по-разному оценивает одно и то же в зависимости от своего состояния, от того, хорошо ему или плохо.

Родители оставляют больного или уставшего ребенка в покое или просто играют с ним, ободряя его. Когда он в таком состоянии, не время его воспитывать.

Точно так же следует воздержаться от внушений, если произошла размолвка с ребенком, если он обижен на родителей и на время с ним потерян добрый контакт. Ведь в такой ситуации доброе может быть воспринято с отрицательным знаком.


   И напротив, в минуты эмоционального подъема, в минуты радости малыш более восприимчив к доброму, разумному, подобно тому как зерно прорастает, если брошено в подготовленную почву, согретую солнцем. Высокие идеи, выходящие за пределы обыденного, внушаются ребенку на природе или на фоне прекрасных творений ума и рук человеческих.

  Так, например, знаменитую свою клятву на верность вольности и России Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах, откуда открывался величественный вид на Москву.

Если родители привели детей в музей, прошли с ними по камням исторических площадей, рассказали об истории памятников архитектуры, поднялись в горы или вышли к морскому побережью, сказанное - доброе, значимое, нравственное - запечатлевается особенно сильно, превращаясь в установки!

 

Очень сильное внушающее воздействие у наказаний.

 

  Поощрение современный ребенок воспринимает во многом как должное. Поощрение для него не столько признание его заслуг, сколько еще одно свидетельство любви к нему. Во всяком случае, оно радует, но не потрясает.

 

  А вот наказание производит сильное впечатление. И тут сказанное в сердцах воздействует, запоминается! Рождается установка: а вот этого нельзя, а вот это стыдно, а вот это вызывает гнев даже у любящих!

 

И все-таки более всего детям внушают установки примером своей жизни.

  Разновидностью установок являются комплексы.

 И о них, как и о неврозах, говорят очень много, хотя мало кто знает, что это такое. А между тем комплексы способны грубо изменить судьбу человека. Они, комплексы, как разновидность установок, также формируются большей частью в детстве.


Так что же такое комплексы? Всем известен "комплекс неполноценности". Он формируется в раннем детстве, но может возникнуть и в подростковом возрасте. Один ребенок в чем-то отставал от сверстников, в чем-то был последним, слабым, "рыжим", "белой вороной", не таким, как все, имел психофизический дефект, терпел по каким-то причинам неудачу за неудачей. У другого было тяжелое, унизительное детство, его не любили, отвергали. Не любя ребенка, отвергая его, тем самым убедили полноценного во всех отношениях, что он "гадкий утенок". В результате у того и другого сформировался "комплекс неполноценности". Ребенок страдал, переживая свою истинную или мнимую несостоятельность, ущербность. И все это, пронизанное отрицательными чувствами, обосновалось в его неосознаваемом, обосновалось прочно. Позднее причины, сформировавшие комплекс, могут исчезнуть. Ребенок развился умственно, окреп физически, улучшилась его жизнь. Однако комплекс не исчезает. Он воздействует из бессознательного на самоощущение, на самооценку, на отношения с людьми, на отношение к жизни.

 

 Предположим, что перед человеком некая житейская проблема. Если ее разрешить, это будет очень важная победа над собой и обстоятельствами. И осознанно, взвесив все "за" и "против", он решает: надо действовать! Однако в его неосознаваемом - "комплекс неполноценности". И из этого комплекса звучит: не стоит рисковать, проблему мне не решить, я потеряю и то, что имею, будет еще хуже... В результате человек как будто решился, но его одолевают сомнения, он мечется и в конце концов так и не решается действовать. Его парализуют установки, формирующие "комплекс неполноценности".


  Лишь после этого пояснения можно приступить к проблеме комплексов в целом.

  Комплексы - это горькая память о чем-то тягостном, глубоко погребенная в неосознаваемом психическом.

 

  Эта память, связанная с сильными чувствами, будоражит из глубин неосознаваемого, она, как непреодолимая стена, преграждает путь человеку. Эту стену не замечаешь, пока сидишь на месте, но стоит пойти, как упираешься в нее. Комплекс как вулкан, который стоит задеть - и начинается извержение.

 

  Комплексы рождаются из проступков против собственного     

Я, против других людей - проступков, вызвавших горечь стыда за собственную трусость, за то, что был порою жалок, даже подл, предавал, соучаствовал в зле, из шкурных интересов поступался своей свободой и достоинством, позволяя унижать себя.

  Это неосознаваемая память, рождающая горькую досаду из-за того, что где-то когда-то проявил вопиющую некомпетентность, безответственность, слабость, допустил роковые ошибки, не использовал возможности, которые обогатили бы судьбу. Это и чувство вины в неосознаваемом за то, что кого-то обманул, кому-то не помог, хотя мог это сделать и тем самым мог спасти человека. Это неосознаваемое чувство вины за то, что унижал других, за то, что был неблагодарен.

 

 

    Очевидно наличие трех обобщенных причин возникновения комплексов: когда нечто постыдное допустил сам человек по отношению к собственному Я и по отношению к другим людям; когда нечто недопустимое по отношению к человеку допустили другие; когда комплексы породила трудная и унизительная жизнь или они были порождены потрясшими все существо человека экстремальными событиями.

 

  Все это очень важно знать, понимать, чтобы не допустить возникновения комплексов у ребенка. Комплексы опасны тем, что имеющие их как бы "зомбированы" ими! Человек в таком случае и не ведает, что на его переживания, его восприятие самого себя, других людей и самой жизни мощно влияют комплексы, что в значительной степени им управляют комплексы.

      

    









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: