Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других — сжата (смысловые опоры), но в любом случае она — лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения MB.
Рассмотрим наиболее подробно опоры, часто используемые в средних классах при обучении иноязычному монологическому высказыванию.
К изобразительным опорам относятся опорная схема (образная и геометрическая) и картинка (проблемная, сюжетная).
По нарастанию степени сложности проблемные картинки можно классифицировать на шесть групп:
1. Обычно специальные, т.е. методические картинки.
2. «Очевидная» ситуация.
3. «Неочевидная ситуация»
4. Ситуация содержит «проблему».
5. Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием.
6. Картинки с особым языком, требующим «декодирования» (рекламы, афиши, обложки книг и др.)
|
|
Работа с проблемной картинкой дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, рассказывать, обмениваться мнениями.
Сюжетная картинка – это яркий эмоциональный стимул для ребенка, служит как источником мотива его монологического высказывания, так и его содержательной опорой. В этих целях используется специально разработанная сюжетная картинка с изображением определенного момента реальной действительности, окружающей учащегося средних классов, или ситуация из его повседневной жизни (дома, в школе, в парке, в зоопарке, в магазине и др.).
Помимо перечисленных опор выделяют также опоры в контексте деятельности обучающегося и преподавателя. Опираясь на данную классификацию, Е.В. Барбакова выделяет такие виды опор, как текстовые (присущие тексту), тезаурус читателя (его личный опыт) и инструментальные (специально создаваемые учителем в качестве средства обучения).
Опоры в контексте деятельности обучающегося:
1. Степень вовлеченности обучаемого: объективные – субъективные.
2. Уровень активизации внимания: потенциальные (неосознаваемые как помощь) и реальные (осознаваемые и применяемые в деятельности).
Опоры в контексте деятельности преподавателя:
1. Привлечение внимания: текстовые (языковые, композиционные, графические) – инструментальные.
2. Последовательность обучения оперированию опорами: текстовые и инструментальные (внешние) – текстовые и инструментальные (внутренние).
|
|
К упомянутым выше двум типам опор, автор добавляет следующий критерий – особенности опоры.
Особенности опоры:
1. Локализация: текст – тезаурус читателя.
2. Характер: постоянные – временные.
3. Выраженность: внешние – внутренние.
Таким образом, опора является важным и незаменимым средством обучения иноязычному монологическому высказыванию, так как она позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без запинок, растормаживает сам процесс говорения, делая речь свободной, что способствует не «слепому» проговариванию, а осознанному выражению мысли на изучаемом иностранном языке.
С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВСТРЕЧАЮТСЯ ШКОЛЬНИКИ ПРИ УСВОЕНИИ ПРАВИЛ РАЗЛИЧНОГО ТИПА?
Типичное затруднение, которое испытывают ребята при усвоении основ правописания – это неумение ставить пред собой орфографическую задачу.
Лингвисты, психологи, методисты постоянно подчеркивают зависимость результатов обучения правописанию от того, насколько развита способность ставить орфографические задачи.