Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии. Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина прежде всего в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально («Зачем проверять, если ошибки все равно “прячутся”?!»). Чтобы сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при ее проведении, необходимо с начала обучения сосредоточить внимание детей на двух ключевых моментах:
1. что проверять, то есть иметь перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения;
2. как проверять, то есть иметь набор необходимых операций.
Основными психолого-педагогическими требованиями к формированию навыка самоконтроля обучающихся с умственной отсталостью являются:
|
|
1. работа по формированию самоконтроля должна соответствовать целям и задачам, этапам обучения;
2. самоконтроль должен быть неотъемлемой частью учебной деятельности обучающихся у умственной отсталостью;
3. самоконтроль должен стать для ребенка осмысленным действием;
4. должен преобладать процессуальный самоконтроль над результативным.
Принципиальная основа технологии формирования навыка самоконтроля:
1. пошаговое формирование самоконтроля,
2. внешняя организация на основе дифференцированного подхода контрольных действий, постепенно переходящих во внутренний план.
Выделяются четыре уровня самоконтроля:
1-й уровень: обучающиеся с не умеют осуществлять сличение с эталоном, обнаруживают лишь общие признаки своей работы с образцом и не обращают внимания на детали; свою работу оценивают неадекватно, зачастую завышая оценку.
2-й уровень: дети иногда замечают несоответствие своей работы с образцом, но не знают, как исправить допущенные ошибки; они способны в отдельных случаях осуществлять итоговый контроль
3-й уровень: учащиеся способны произвести сличение своей работы с эталоном и при необходимости внести коррективы; выполненную работу оценивают адекватно, хотя есть тенденция к завышению оценки.
4-й уровень: ученики хорошо сличают свою работу с образцом, умеют проводить итоговый контроль, могут назвать причину ошибки и с помощью учителя применить нужное правило; адекватно оценивают свою работу.
Для обучения детей самоконтролю по образцу используются следующие виды заданий:
1. проверка правильности вычеркнутых букв на карточке и образце;
|
|
2. нахождение заданной буквы среди многих, изображённых в беспорядке;
3. сопоставление письменной работы с письменным образцом;
4. проверка с помощью сигнальных карточек;
5. дидактические игры: «Шифровальщики», «Угадай букву», «Третий лишний», «Молчанка», и др.,
Проговаривание – очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку.
Орфографическое проговаривание, которое помогает детям писать без пропусков и искажений и выступает в качестве контрольной операции при повторном чтении уже написанного слова.
Работа с памятками. При формировании самоконтроля в учебной деятельности положительный результат даёт работа с памятками. В первом-втором классе дети работают по готовым памяткам.
Работа с эталонами проводится на минутках чистописания (письма и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Включение в процесс обучения заданий и дидактических игр, включающих самоконтроль.
Включение дидактических игр с элементами самоконтроля в процессе обучения обучающихся с умственной отсталостью способствует:
1. повышению интересов учащихся к урокам;
2. более прочному и эффективному овладению элементами самоконтроля;
3. умению адекватно переносить полученные на уроках знания и умения в новые условия.
Обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю.