Начало строительства регулярного флота

У истоков

Древние славяне. Киевская Русь

История мореплавания на Руси уходит своими корнями в глубокую древность

Восточнославянские племена, еще до нашей эры использовали водные пути по рекам, озерам, а также морям для осуществления товарообмена с другими племенами, а первым плавучим средством для этих целей был плот.

К первым векам нашей эры, славянские племена, обитавшие на территории Восточной Европы, освоили мореплавание по Хвалынскому (Каспийскому), Азовскому, Русскому (Черному) морям и выходили в Средиземное море на юге, в Балтийское – на западе, в Студеное (Белое), Дышащее (Баренцево) и Море Мрака (Северный Ледовитый океану) — на севере.

Искусными мореходами славились племена поморов, населявшие берега Балтийского и северных морей, и племена антов — юго-западная ветвь восточных славян, расселившаяся на берегах Черного моря.

Суда, на которых славяне совершали продолжительные и сложные морские походы, назывались моноксилами (однодеревками). Их основу составляли выдолбленные из цельного дерева колоды длиной 10–15 м, на которые набивались доски. Для движения использовались гребные (распашные) весла, а при необходимости и парус, сделанный из шкур, либо дубленой кожи животных. На моноксиле могло разместиться от 20 до 40 человек. Такие суда применялись и при перевозке грузов, и при транспортировке воинов, т. к. мореплавание в этот период осуществлялось не только в торговых целях.

Моноксил (другие названия: чёлн, лодка-долблёнка, однодеревка, комяга, комельник, дубовка).
Экспонат Национального музея Республики Карелия


Лодьи

Суда времен Киевской Руси имели более совершенную конструкцию, чем моноксилы. Это были лодьи (современное — «ладья») — парусно-гребные суда, вмещавшие до 60 человек со снаряжением, оружием, запасами продовольствия и пресной воды

2

Более ранней была ладья «набойная»: ее изготавливали по принципу моноксила, но для увеличения вместимости и большей мореходности борта наращивали досками. Позднее появилась «заморская» ладья, корпус которой был целиком дощатым.

Оснастка судна включала мачту, тканевый парус, снасти и якорь. Движение ладьи обеспечивалось при помощи весел или одного прямого паруса.

В XII–XIV вв. центром судостроения и торгового мореплавания на Руси стал Новгород. Город являлся важнейшим центром северной части пути «из варяг в греки» (Финский залив — Нева — Ладожское озеро — река Волхов), благодаря чему его жители совершали свои плавания не только в южном направлении к Черному морю и далее в Византию, страны Средиземноморья, но и в западном — в прибалтийские страны, страны Западной Европы, и в северном — в Белое море и Северный Ледовитый океан. Внешнеторговые связи Новгорода были обширны.

Ладьи новгородцев, насады, шнеки и ушкуи имели более совершенную оснастку, нежели суда периода Древнерусского государства. Так, новгородская ладья – длиной 30 метров, шириной — 5 метров и водоизмещением 200 т – имела три мачты с комбинированными парусами. На грот-мачте закрепляли большой прямой парус, на бризань-мачте — шпринтовый парус, а фок-мачта несла меньший по размерам прямой парус. Такая оснастка позволяет считать новгородскую ладью парусным кораблем. Судно обладало превосходной скоростью: при хорошем ветре оно разгонялась до 11 узлов.

!

«Фредерик» и «Орёл»

Попытки создать морской и военный флот предпринимались при Иване Грозном, Борисе Годунове, Михаиле и Алексее Романовых

Так, царь Иван Грозный учредил в 1570 г. каперскую флотилию, и в дальнейшем - приступил к строительству морских судов.

Затем царь Алексей Михайлович попытался организовать казенное судостроение, построил корабли «Фредерик» (1635 г.) и «Орёл» (1668 г.). И только Петру I удалось создать государственный военный и транспортный флот.

Корабль «Орёл» по рисунку голландца Яна Стрюйса, служившего на корабле «парусником».

Первенецем военного кораблестроения в России стал корабль «Орёл». Он был построен в 1668 г. в селе Дединове на р. Оке. «Орел» имел следующие характеристики: водоизмещение – около 250 т, длина – 24,5 м, ширина – 6,5 м, осадка – 1,5 м. Вооружение корабля составляли 22 пищали, экипаж – 58 человек (капитан, 22 матроса, 35 стрельцов). Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34 "статьями артикульными", явившимися прообразом первого устава русского флота.

В 1669 г. «Орел» был переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

3

В 1670 г. корабль был захвачен восставшими крестьянами и казаками под предводительством С.Т. Разина. В дальнейшем много лет простоял в бездействии в одном из протоков Волги, по прямому назначению не применялся.

Начало строительства регулярного флота

Петр I уже в 10 лет (1682 г.) сформировал “потешные” полки из жителей подмосковных сел Преображенского и Семёновского, которые всерьез готовились к “огненным” потехам – учились и строю, и пальбе из ружей, и огненному бою из пушек. Весной 1688 г. юный царь Петр, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлова он обнаружил английский бот (названный позднее «дедушкой русского флота») и загорелся желанием строить корабли.

Голландский корабельный мастер Карштен Брандт отремонтировал судно, и затем ботик был спущен на воду – сначала в р. Яузу, затем, в поисках большей воды, был перевезен на Просяной пруд и, наконец, на озеро Плещеево (Переславское). На Переславском же озере К. Брандт с помощником Кортом по указанию Петра заложили несколько судов будущей флотилии.

Начало строительства регулярного флота было положено Петром I осенью 1695 г. Согласно "консилии" генералов П. Гордона, Ф.А. Головина и Ф.Я. Лефорта, в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске началось строительство 36- и 34-пушечных галеасов "Апостол Петр" и "Апостол Павел", галер, брандеров и большого числа стругов.

 «Новоманерные» суда

С 1700 г., в Вавчуге (близ Холмогор) начала работать верфь братьев Бажениных, заложившая сразу два торговых судна. Уже в 1703 г. первый из них - “Св. Апостол Андрей Первозванный” пошел в загранплавание.

С 1700 г., в Вавчуге (близ Холмогор) начала работать верфь братьев Бажениных, на которой было заложено сразу два торговых судна. Уже в 1703 г. первое из них – “Св. Апостол Андрей Первозванный” пошло в загранплавание.

До 1718 г. строили торговые суда и на государственной Соломбальской верфи: здесь спустили на воду13 торговых судов.

А с 1711 г. начала строить таковые Санкт-Петербургская Партикулярная верфь. Именно тогда царь указал архангельскому губернатору объявить “всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на ладьях и на кочах, дабы они вместо тех судов сделали морские суда: галиоты, гукоры, каты, флейты”. Это были “новоманерные” суда в отличие от прежних “староманерных” (ладей, кочей, шняк, бусов), строившихся для внутреннего плавания крестьянами. В 1712 г. подобное распоряжение было послано царем губернаторам санкт-петербургскому, московскому, казанскому и нижегородскому.

Строительство корабля «Гото Предестинация» на верфях в Воронеже. 1699 г.

Одним из первых промышленников Севера, начавшим строить суда на новый манер, был отец М.В. Ломоносова – Василий Дорофеевич. В 1727 г. он построил гукор “Св. Архангел Михаил” грузоподъёмностью более 90 т. Двухмачтовое судно имело длину 51 фут, ширину – 17, глубину интрюма – 8 футов.

4

 

Гукор. Модель. Музей М.В. Ломоносова, Санкт-Петербург. Фото: Commons.wikimedia.org

Все гукоры, галиоты, пинки, флейты, будучи торговыми судами, обязательно имели пушечное вооружение, так как привлекались к обеспечению военного флота и приморских гарнизонов, а в военное время использовались как вспомогательные судам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: