Вопросы для внеаудиторной работы
1. Строение протеиногенных аминокислот.
2. Нарушения обмена аминокислот лейцина, изолейцина и валина. Понятие о болезни «кленового сиропа».
Вопросы для аудиторной работы.
1. Источники и общие пути превращений аминокислот в тканях. Этапы окисления аминокислот до СО2 и Н2О. Использование аминокислот для синтеза глюкозы (на примере аланина, аспарагиновой и глутаминовой кислот)
2. Схема путей использования дикарбоновых аминокислот (глутаминовой и аспарагиновой) и их амидов в реакциях метаболизма. Связь обмена аминокислот с циклом трикарбоновых кислот.
3. Схема путей использования триптофана. Реакции синтеза серотонина из триптофана. Синдром Хартнупа, молекулярные причины, биохимические основы патогенеза, характерные проявления, основы лечения.
4. Схема путей использования глицина и серина.
5. Взаимосвязь обмена глицина, серина, метионина и цистеина, витаминов B6, B9 и B12:
o реакция взаимопревращения серина и глицина,
|
|
o реакции образования метилен-ТГФК и метил-ТГФК,
o реакции синтеза S аденозилметионина из гомоцистеина, отметьте роль витамина В12,
o участие S аденозилметионина в процессах трансметилирования при синтезе биологически важных веществ,
o реакции получения гомоцистеина и путь его превращения в цистеин, отметьте роль витамина В6.
6. Причины гомоцистеинемии и гомоцистинурии. Каковы сопутствующие заболевания и основы лечения?
7. Схема путей использования цистеина и его серы. Дайте характеристику заболеванию "цистиноз", укажите его причину, клинические проявления. Что такое цистинурия и каковы ее причины?
8. Характеристика витаминов В9 (фолиевая кислота), В6 (пиридоксин) и В12 (цианкобаламин): потребность, источники, биохимические функции, характерные признаки гиповитаминоза.
9. Пути использования в клетке фенилаланина и тирозина. В чем состоят анаболические и катаболические пути превращений тирозина? Реакция превращения фенилаланина в тирозин.
10. Характеристика заболеваний фенилкетонурия 1 типа (классическая) и фенилкетонурия 2 типа (вариантная). Назовите дефектные ферменты, биохимические основы патогенеза, характерные клинические проявления, основы лечения.
11. Реакции превращения тирозина в диоксифенилаланин, дофамин, норадреналин и адреналин.
12. Схема синтеза эу- и феомеланинов из диоксифенилаланина. Роль цистеина.
13. Нарушение анаболической функции тирозина – альбинизм и паркинсонизм. Молекулярные причины, биохимические основы патогенеза, характерные особенности заболеваний, основы лечения.
14. Схема реакций катаболизма тирозина, промежуточные метаболиты. Отметьте ферменты, дефект которых приводит к тирозинемии 1 типа (гепаторенальная), 2 типа (глазокожная), 3 типа (новорожденных), к алкаптонурии. Укажите характерные особенности заболеваний и основы лечения.
|
|
15. Пути использования аргинина. Реакции участия аргинина в синтезе мочевины, креатина, оксида азота (NO). Реакции образования полиаминов (спермина и спермидина). Белки, содержащие большое количество аргинина, их роль.
16. Анаболическая роль аминокислот на примере креатина. Строение креатина и креатинфосфата, реакции их синтеза, локализация процесса. Биологическая роль креатинфосфата. В чем причина физиологической креатинурии у детей и у стариков?
17. Реакция образования креатинина. Нормальные величины концентрации креатинина в крови и моче и его клинико-диагностическое значение.
Литература
Материалы лекций
Биохимия / под ред. Е. С. Северина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Березов Т.Т. Биологическая химия. Москва: Медицина, 2008
24 - 28.02.2020
КОЛЛОКВИУМ «Обмен белков и нуклеиновых кислот»