Вопросы к практическим занятиям по биохимии для студентов
Го курса очного отделения ЛФ и ПФ
03 - 07.02.2020
Переваривание белков. Общие пути обмена аминокислот.
Вопросы для внеаудиторной работы
1. Строение протеиногенных аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
2. Строение и функции белков. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы.
Вопросы для аудиторной работы.
1. Понятие "азотистый баланс" и причины его изменения (равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс). Особенности азотистого баланса у детей.
2. Пищевые источники белка. Суточная потребность организма в белке детей разного возраста и взрослых.
3. Биологическая ценность белков. Понятие эталонного белка. Каковы клинические проявления белковой недостаточности у детей? Что такое заболевание "квашиоркор"?
4. Механизм синтеза и биологическую роль соляной кислоты желудочного сока. Поясните понятия гиперхлоргидрия, гипохлоргидрия, ахлоргидрия, ахилия. От чего зависит секреция HCl?
|
|
5. Переваривание белков в желудке и кишечнике. Ферменты желудочного сока (пепсин, гастриксин, реннин), панкреатического сока (трипсин, химотрипсин, эластаза, карбоксипептидазы) и кишечного сока (аминопептидазы, дипептидазы) по плану:
o место синтеза;
o регуляция секреции,
o механизм активации;
o оптимальные условия для работы;
o субстратная специфичность.
6. Нарушение нормальных процессов переваривания и всасывания и связь указанных нарушений с развитием аллергических реакций. Особенности переваривания белков и всасывания аминокислот у детей разного возраста. Укажите причины и клинические проявления заболевания "целиакия" – непереносимость белков злаковых культур (глютеинов и проламинов),
7. Процесс "гниения белков" в толстом кишечнике, причины и последствия этого процесса. Вещества, образующиеся при гниении белков.
8. Превращения аминокислот под действием микрофлоры кишечника:
o образование крезола и фенола;
o образование скатола и индола;
o образование кадаверина и путресцина;
o источники метилмеркаптана и сероводорода.
9. Процессы обезвреживания токсичных продуктов в печени: микросомальное окисление и система конъюгации. Нарисуйте схему работы цепи микросомального окисления. Напишите строение УДФ-глюкуроновой кислоты (УДФГК) и фосфоаденозинфосфосерной кислоты (ФАФС). Напишите реакции образования животного индикана.
10. Транспорт аминокислот через клеточные мембраны (вторичный активный транспорт и при участии глутатиона). Нарисуйте схему этого процесса.
|
|
11. Источники и пути превращений аминокислот в тканях. Особенности метаболизма глюкогенных и кетогенных аминокислот?
12. Виды дезаминирования аминокислот (восстановительное, гидролитическое, внутримолекулярное, окислительное).
13. В чем заключается окислительное дезаминирование? В чем отличие прямого и непрямого окислительного дезаминирования? Роль витамина РР, его характеристика: источники, строение, суточная потребность, биохимические функции, характерные признаки гиповитаминоза, связь функции витамина и клинических симптомов его недостаточности.
14. Прямое и непрямое окислительное дезаминирования глутаминовой кислоты. Восстановительное аминирование.
15. Механизм реакций трансаминирования. Какова роль витамина В6? Характеристика витамина: строение витамина В6 и его коферментных форм, потребность, источники, биохимические функции, характерные признаки гиповитаминоза, связь функции вита-мина и клинических симптомов его недостаточности.
16. Значение реакций трансаминирования. Реакции, катализируемые аспартатамино-трансферазой (АСТ) и аланинаминотрансферазой (АЛТ). Каково клинико-диагностическое значение определения активности АСТ и АЛТ в сыворотке крови? Укажите нормальные показатели.
17. Особенности непрямого дезаминирования в мышечной ткани – цикл ИМФ-АМФ.
18. Судьба α-кетокислот, образовавшихся в процессах дезаминирования на примере пирувата, оксалоацетата, α-кетоглутарата. Расчет энергетической ценности окисления этих аминокислот.
19. Синтез биогенных аминов (на примере γ-аминомасляной кислоты, гистамина, серотонина, дофамина). Роль этих биогенных аминов.
20. Обезвреживание биогенных аминов: дезаминирование с участием моноаминооксидазы (МАО) и реакции метилирования.
10 - 14.02.2020
Образование продуктов азотистого обмена. Обезвреживание аммиака. Гиперурикемия, ее причины и последствия.
Вопросы для внеаудиторной работы
Строение нуклеозидов и нуклеотидов. Пуриновые и пиримидиновые азотистые основания.
Вопросы для аудиторной работы.
1. Основные пути образования аммиака в тканях. Реакции дезаминирования биогенных аминов, аденозина, гуанина, аминокислот.
2. Основные способы связывания аммиака в клетках:
o восстановительное аминирование (реаминирование), фермент, значение реакции,
o образование амидов глутаминовой и аспарагиновой кислот, химизм, локализация, биологическое значение,
o синтез карбамоилфосфата, его значение в митохондрии и цитозоле.
3. Транспортные формы аммиака в крови (глутамин, аспарагин, аланин). Реакции их образования. Глюкозо-аланиновый цикл.
4. Роль печени, почек и кишечника в связывании и выведении аммиака.
5. Орнитиновый цикл синтеза мочевины, локализация, ферменты, значение. Связь с ЦТК. Назовите нормы концентрации мочевины в моче и сыворотке крови и укажите клинико-диагностическое значение ее определения.
6. Гипераммониемии, их причины и последствия. Нормальный и предельно допустимый уровень концентрации аммиака в крови. Причины токсичности аммиака.
7. Аммониогенез, химизм, локализация, значение.
8. Пуриновые нуклеотиды (ИМФ, АТФ, ГТФ): строение, роль в организме. Источники атомов азота и углерода в пуриновом кольце. Схема (без химизма) синтеза пуриновых нуклеотидов, регуляция процесса.
9. Катаболизм пуриновых нуклеотидов:
o реакции распада АМФ и ГМФ;
o реакции реутилизации гипоксантина и гуанина,
o реакция образования мочевой кислоты из гипоксантина и ксантина, роль ксантиноксидазы.
10. Первичные и вторичные гиперурикемии, их причины и последствия:
o мочекаменная болезнь, причины, биохимические основы патогенеза, основы лечения;
o подагра, причины, клинические проявления, биохимические основы патогенеза, основы лечения. Механизм действия аллопуринола при лечении подагры.
|
|
11. Синдром Леша-Нихана, причины, основы лечения, прогноз.
12. Пиримидиновые нуклеотиды (ОМФ, УТФ, ЦТФ, ТТФ): строение, источники атомов азота и углерода в структуре, схема синтеза (без химизма), роль в организме. Реакция образования ЦТФ из УТФ.
13. Синтез дезоксирибонуклеотидов. Ферменты. Роль тиоредоксина и НАДФН.
14. Реакция синтеза dТМФ. Роль фолиевой кислоты и ТГФК. Причина развития мега-лобластической анемии при дефиците фолиевой кислоты. Механизм антибактериальной активности сульфаниламидных препаратов. Ингибиторы синтеза тимидилового нуклеотида – метотрексат, 5-фторурацил.
17 - 21.02.2020