Тип урока: урок повторения

Тема урока:» ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НЕМЕТАЛЛОВ» (11 класс)

  Цели урока.

 

Обучающая: закрепить,усовершенствовать и ликвидировать пробелы в знаниях о водородных соединениях неметаллов; углубить знания о кислотно-основных свойствах водородных соединений неметаллов.

 

Развивающая: развитие речи учащегося,обогащение его словарного запаса; развитие активности мышления,его самостоятельности,глубины,быстроты,гибкости; формирование приемов умственной деятельности (анализ,сравнение,выделять главное,делать выводы).

 

Воспитательная: формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач,четкости и организованности в труде, умение контролировать свою деятельность, проявлять чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование и реактивы:     1 ящик (хлорид аммония, гашеная известь,соляная кислота, лакмус, фенолфталеин, кристаллизатор с водой, пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка, стакан с водой, глазная палочка, ступка с пестиком, спиртовка, спички, физический штатив); 5 ящиков (соляная кислота, гидроксид натрия, экран, 2 пипетки в воде, фильтровальная бумага, лакмус); 5 ящиков (нашатырный спирт, соляная кислота, 2 глазные палочки); таблица Д.И.Менделеева, телевизор, видеомагнитофон, ноутбук.       

 

    КОНСПЕКТ УРОКА

ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НЕМЕТАЛЛОВ.

                                                                                                                               

CH4                NH3             H2 O                H F                                         на доске                                                                                

 

  H

H C H         H N H     H O               H F

  H                   H             H        

   

 

SiH4                  PH3             Н2 S                HCl    

 

 

Наша задача: повторить и углубить знания о водородных соединениях неметаллов. Задачу будем решать вместе, используя этот план:                                         на доске         

 

1. Состав водородных соединений неметаллов.

2. Значение некоторых водородных соединений неметаллов в жизни природы и хозяйственной деятельности человека.

3. Получение водородных соединений неметаллов*.

4. Физические свойства.

5. Химические свойства: кислотно-основные *и восстановительные.

 

*отмечены вопросы, углубляющие ваши знания о водородных соединениях неметаллов.

 

Водородные соединения неметаллов представлены в таблице на с.236 учебника. Среди этих водородных соединений много тех, свойства, применение и получение которых мы изучали ранее: метан, аммиак, вода, сероводород, хлороводород.

Что мы о них знаем? Какое значение они имеют в жизни природы и хозяйственной деятельности человека? (сообщения учащихся).

 Водородные соединения неметаллов можно получить:

 

1.Синтезом из простых веществ (непосредственным соединением водорода с неметаллом).Это простейший способ получения, но только теоретически.

 

? Запишите уравнения реакций получения метана, аммиака, сероводорода, хлороводорода.

 

2. гидролизом солей или солеподобных веществ (карбидов, нитридов, фосфидов, силицидов, сульфидов) и кислотным гидролизом.

 

? Запишите уравнения реакций получения метана из карбида алюминия,силана – из силицида магния,аммиака – из нитрида кальция.

 

               Al4 C3 + 12 H2 O = 4 Al(OH)3  + 3 CH4

               Mg2 Si +  4 HCl = 2 MgCl2 + SiH4

                Ca3 N2    + 6 H2 O = 3 Ca(OH)2  + 2NH3

                Al 2 S 3    + 12 HCl = 2 AlCl 3   + 3H 2S

 

3. Существуют также частные способы:

 

 а) галогеноводороды являются побочным продуктом галогенирования углеводородов:

CH 4  + Cl 2 == CH 3Cl + HCl                                                                             

И могут быть вытеснены из солей сильной нелетучей кислотой:      показ     опыта  

NaCl + H 2SO 4 === NaHSO4     + HCl                                                                    

                                                                                                                         (видеокассета)                  

  Кр.       Конц.

 

 Б) аммиак получают из солей аммония:                                                               дем. опыт

NH 4 Cl + NaOH === NaCl + NH3 + H 2O

(NH 4) 2 CO 3     ===== 2 NH 3 + H 2O + CO 2

 

? Обратите внимание на физические и химические свойства хлороводорода и аммиака.

 

? Некоторые из вас получили задание творческого характера. Это тексты из литературных произведений, где допущены химические ошибки. Надо обнаружить эти ошибки и исправить (выскажите критические замечания).

 

                                               Задание творческого уровня.

1. Огнев Н. Повесть «Дневник Кости Рябцева».

…Сегодня Черная Зоя сдавала экзамен за октябрь Алмакфишу и вдруг как шлепнется в обморок. Ну, теперь этим никого не удивишь. Сейчас же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и она встала.

 

ВОПРОС: Какое вещество называется нашатырем?

             Что дают нюхать человеку, потерявшему сознание?

 

2. В.Солоухин в романе «Продолжение времени» писал:

     Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет… Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты, и выставить под названием «Зимний пейзаж».

     

ВОПРОС: Существует ли в природе аммиачная кислота?

                   Схему получения какого вещества вероятнее всего имел в виду автор отрывка?

ОТВЕТЫ:

 

1. Нашатырь – техническое название хлорида аммония NH 4 CL.Это кристаллическая соль, без запаха, применяемая в паяльном деле, для изготовления сухих элементов в химических производствах. В качестве лекарственного средства при обмороке применяют нашатырный спирт - 10% водный раствор аммиака. Выделяющийся из раствора газообразный NH3 раздражает нервные окончания верхних дыхательных путей и рефлекторно возбуждает центральную нервную систему - пострадавший приходит в сознание. Вдыхать NH3 рекомендуют также при отравдениях некоторыми газообразными ядовитыми веществами.         

 

2. Раствор аммиака в воде обладает основными свойствами, поэтому название аммиачная кислота - грубая ошибка.

Автор имел в виду скорее всего схему получения аммиака NH3,которая приводится в учебнике.

 

 

?По результатам опытов, какие сходства вы обнаружили в физических свойствах этих соединений и какие различия в химических свойствах (отношение к воде).

 

По результатам опытов вы еще раз убедились в схожести физических свойств водородных соединений неметаллов – их летучести, растворимости в воде. А также в проявлении противоположных свойств хлороводорода и аммиака при взаимодействии с водой.

 

 * Сущность процессов взаимодействия с водой хлороводорода и аммиака.

(слайды показываются через ноутбук)

 

Кислотные свойства определяются способностью вещества диссоциировать с образованием катиона водорода.

Основные свойства определяются способностью вещества присоединять катион водорода на неподеленную электронную пару.

 

 

? Как изменяются и почему кислотно-основные свойства водородных соединений неметаллов в периоде и в группе. (в периоде увеличиваются кислотные свойства, т.к. увеличивается полярность связи Э-Н и «+» заряд ядра; в группе кислотные свойства усиливаются, т.к. длина связи Э-Н увеличивается, прочность ее уменьшается, диссоциация происходит легче).

 

?У кого ярче выражены основные свойства у аммиака или фосфина. Почему?

 

?У кого ярче выражены кислотные свойства у соляной или плавиковой кислоты.Почему?

 

? Почему диборан, метан, силан - не обладают кислотно-основными свойствами.

(т.к. у них нет неподеленных электронных пар, связь Э-Н практически неполярная, диссоциация невозможна).

 

Докажем опытным путем кислотные свойства водного раствора хлороводорода и основные свойства водного раствора аммиака, учитывая, что реагируют друг с другом противоположности (вам в этом помогут консультанты).

 

Лабораторный опыт 1. Докажите кислотные свойства хлороводородной кислоты. Составьте молекулярное и ионное (полное и сокращенное) уравнения реакций.

Лабораторный опыт 2. Докажите основные свойства водного раствора аммиака. Составьте уравнение реакции.

 

?А вода? Какими свойствами обладает: основными или кислотными? Ваши предположения…

(амфотерность воды можно доказать: а) ее взаимодействием как с кислотными, так и с основными оксидами.)

 

? запишите уравнения этих реакций;

 

б) поведение воды в растворах аммиака и кислоты:                                         

 

    NH3   + H 2O  =    NH4+    + OH -                                                              

Основание кислота

 HCl  + H 2O  =    H3O + + Cl -                                                                 

Кислота  основание

 

? Сформулируйте вывод о закономерностях в изменении кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов (схема 1)                                                          большинстве рассматриваемых соединений неметалл имеет низшую степень окисления, и в соответствии с этим проявляет восстановительные   свойства  (кроме HF) в окислительно-восстановительных реакциях.

 

Разбираем сущность некоторых реакций с точки зрения процессов окисления и восстановления:

 

CH4   + O2 ----- CO2 +    H 2 O

  HCl + KMnO4 ---- Cl2 + MnCl2  + H 2O + KCl 

  H 2S + SO 2 ----- S + H2 O

  HI + FeCl3  ---- FeCl 2 + I 2     + HCl

Допишите уравнения реакций, доказывающих восстановительные свойства водородных соединений неметаллов:

      

    H2 S + O2   -----     

    HBr + Cl2         -----    

    NH 3      + O2       -----     

    PH3       + O2   -----       

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: