В. В. К О С Т Е Ц К И Й
О Б Щ И Й К У Р С Ф И Л О С О Ф И И
В ЕЁ И С Т О Р И И
/учебное пособие для высшей школы/
1995
П Р Е Д И С Л О В И Е
для преподавателей
Мне нравится, как обозначил предисловие к своей "Великой дидактике" Я.А.Коменский:"Привет вам, читатели!",- а далее идет сухой формализованный текст, написанный от чистого сердца. Мне бы хотелось, по крайней мере, начать так же. Прежде всего намереваюсь поприветствовать Вас, дорогой коллега,- мы вместе разделяем все трудности преподавательского труда, у нас общие радости и общие проблемы.
Начнем с радостей: кто видел просветление на лицах своих
слушателей, тот уже всегда будет служить своему делу. Лекции
по философии, как это не может не показаться странным стороннему человеку, способны оказывать сильнейшее воздействие, которое близко впечатлению от театра, концерта или художественной выставки. Философия будет уже только потому, что она способна нравится, у нее есть любители и поклонники. Искусство сильно значениями своего символического языка, переживаемыми в искусственном опыте. Философия имеет дело непосредственно со значениями, в которые она вносит дополнительный смысл, тем самым только углубляя переживания.
|
|
Курс философии, предложенный в этой книге, основан на понимании знания не как информации, и не как системы знаков, которые кодируют эту самую информацию, но как переживания, составляющими которого выступают, по Гадамеру, настроение, такт и вкус. В любом курсе философии перечень вопросов вполне традиционен, их можно зарегистрировать и переписать в алфавитном порядке. Потом с той же систематичностью подыскать на них все возможные ответы. Но эта "научная" работа никого не удовлетворит, и ответам никто не поверит. Чужое "знание" не имеет вкуса, не вносит настроения, не задает нужного такта, и потому никого не убеждает.
Из этого не следует, конечно, что преподаватель философии должен дополнительно вносить вместе с основами философских знаний еще и какое-либо настроение: пафос, удивление или глубокомысленное молчание. Речь идет о том, что само знание не имеет никакой иной формы существования, кроме переживания, интенционально и предметно обозначенного. Если нарушена интенционально-предметная структура переживания, то знание обучаемого окажется поврежденным, оно никогда не перейдет в со-знание, оставаясь складированной системой знаков, "ин-формацией".
Ответы на вопросы, которые считаются философскими, всегда имеют разрушенную интенционально-предметную структуру переживания. Это связано с временем, с приходом нового поколения, новых условий жизни. Изменяется тон вопроса, иным становится такт ответа, в котором последний только и может быть "пережит". Философское образование в определенной степени родственно композиторскому искусству: надо быть способным к правильному выбору тональности и такта. От точности выбора зависит глубина переживаемого смысла,- "глубокомыслие".
|
|
Отточенность переживаний не достигается одномоментно: для этого необходимо пройти определенным путем обучения. Наш курс философии, сложившийся на основе более чем десятилетней практики чтения лекций в разных вузах, расчитан на то, чтобы постепенно, шаг за шагом, от лекции к лекции выработать у студентов точный философский вкус, достаточный для самоопределения в философских вопросах. Результат этой работы проявляется раньше на лице, чем на языке, и раньше в области специальных знаний, чем в области разрешения философских проблем.
Как сформировать у студентов хороший философский вкус? Вряд ли это возможно сделать без обращения к истории философии. Мы далеки от мысли полагаться только на свой вкус. В то же время всем преподавателям понятно, что "выучить" философию по первоисточникам, то есть через историю философии, невозможно из-за ограничения во времени,- но и не только из-за этого. Следовательно, необходимо определенное искусство сочетания философии и истории философии, необходим дидактический метод в преподавании философии через ее историю.
В качестве такого метода в данном курсе философии использован прием антиномичной подачи противоположных философских учений: когда всякое новое учение является антиномичным по отношению ко всем предшествующим. Так, например, можно с равной степенью убедительности раскрыть содержание атомистики и платонизма в их идеях, а затем перейти к пифагорейской философии, которая сохраняет альтернативность по отношению к обоим учениям. При переходе к христианской философии, в свою очередь, пифагореизм, платонизм и атомистика составят общую альтернативу в качестве язычества, хотя бы и философски утонченного. В свою очередь, берклеевская философия задаст еще одно направление философской мысли, альтернативное всем предыдущим.
Набор альтернатив образует сис-тему /т.е.,буквально, "совмещение тем"/ знания, которая не является произвольной. Так например, если, следуя хронологии, противопоставить атомистике пифагорейскую философию, то платонизм не составит альтернативы этим учениям. В таком случае, во-первых, платоновская философия не зазвучит как самостоятельная "тема" /растворяясь в пифагорействе/, и, во-вторых, общую альтернативу атомистике-пифагореизму придется искать или в христианстве, или в агностицизме. В обоих случаях дидактическая система построения курса философии значительно пострадает.
Точно так же, не имеет смысла противопоставлять ионическую натурфилософию мифологии, как это обычно делается /в "мифогенных" или в "гносеогенных" гипотезах/. Ионическая натурфилософия противостояла восточному герметизму и оккультизму, причем не в аспекте знания. Когда Гераклит бросает упрек в адрес Пифагора:"Многознание уму не научает",- то речь идет скорее о вкусе и такте, чем о знании. Гераклит упрекает Пифагора в бестактности по отношению к греческой культуре, как интеллектуальной, так и моральной. Нас в данном случае не интересует, был ли прав Гераклит, важно быть точным в определении альтернативы. В этом смысле Пифагору в равной мере противостоят учения Гераклита и Демокрита, а также Сократа и Платона. Когда Гегель противопоставляет учения Гераклита и Парменида, то это частное противопоставление, касающееся только "физики". Гегелю оно было необходимо для построения системы категорий /"бытие" и "становление"/. Нас же интересует дидактическая сис-тема философского знания. То есть рассмотрение оппозиции Гераклита и Парменида друг другу и Демокрита - им обоим,- есть развитие темы атомистики в глубину логики ее исторического появления, но не есть развитие сис-темы. Для осуществления последнего необходим переход к альтернативе, которой может быть философия Сократа и Платона.
|
|
Между Платоном и Аристотелем появляется оппозиция мифологии и логики, которая, опять-таки, есть не более чем развитие одной темы /способности к познанию идеи/. Но нельзя тематическую оппозицию превращать в сис-тематическую. В античной философии не было реальной оппозиции, конфликта, конкуренции с мифологией: они двигались по раздельным дорогам, не выезжая на встречную полосу. Иное положение создалось в европейской философии после гегелевского логицизма, когда сама логика выехала на встречную полосу познания. Тогда возникло сис-тематическое противостояние рационализма и иррационализма, которое и необходимо показать студентам через соответствующую альтернативу, выбрав для этого хотя бы одну тему.
Альтернативные философские учения, персонифицированные одним-двумя именами, задают определенную драматургию курса философии. Причем, можно говорить об объективном характере этой драматургии, которая мало зависит от манеры чтения лекции. Другое дело, что когда в руках лектора оказываются и сценарий драмы, и сцена для ее исполнения /аудитория/, то грех не проявить своих режиссерских талантов. В этом плане нами использовано несколько методических приемов, о которых стоит упомянуть отдельно.
Во-первых, необходимо на каждую лекцию иметь две-три идеи, имеющие статус научной новизны /то есть которые могли бы послужить основой для самостоятельной научной статьи или доклада на конференции/. Это достаточно жесткое требование позволяет совместить историю философии с современностью, создать эффект присутствия аудитории в историческом процессе и, в то же время, позволяет лектору уйти в свою собственную нишу, от - деляя общее содержание лекционного материала от собственных взглядов.
|
|
Во-вторых, лектор должен при изложении той или иной альтернативы входить в роль харизматического лидера, но обязательно время от времени выходить из этой роли, например, путем собственных нарочито субъективных ремарок. Ярко выраженная пристрастность лектора в минуты "лирического отступления", особенно связанная с исследовательской работой, создает дополнительную коннотацию в виде альтернативы "наш преподаватель - все остальные философы". Будет ли эта коннотация в пользу преподавателя или нет, не имеет значения: она будет на пользу слушателям. При таком подходе к делу недостатки преподавателя будут рано или поздно восприниматься продолжением его достоинств. Теряя авторитет в частностях, лектор будет укреплять его в целом.
В-третьих, нельзя использовать философскую терминологию до того, как возникнет соответствующее "переживание" и ожидание ее. Троекратное повторение терминов "материализм" и "идеализм" на первой лекции делает дальнейшее преподавание философии бесполезным. Одним этим способом можно разрушить интенционально-предметную структуру философского знания-переживания. Одна грубость, повторенная даже дважды, делает излишним чувство такта.
P.S. Не следует смешивать грубость подачи учебного материала с нарочитой грубостью субъективных ремарок. Последние могут способствовать формированию самостоятельного чувства такта, а грубое "знание" философии своей грубостью перекрывает дорогу знанию.
При обсуждении рукописи данной книги не раз возникали недоразумения подобного рода. Повстречав в тексте сленговые словечки или чисто разговорные формы речи, оппоненты советовали автору "смягчить" выражения, "пригладить" речь, не замечая того, что невежливость использована только там, где не было иной возможности воспрепятствовать невежеству. В то же время те же оппоненты советовали получше определиться с философской терминологией: ввести ее как можно раньше, дать хотя бы приблизительные определения. То есть советовали все огрубить, оставшись при этом вежливым. Нам, однако, ближе позиция, выраженная Салтыковым-Щедриным: дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу.
В-четвертых, лекция много выигрывает от ритмичного чередования информации и смысла в подаче материала. Информация на лекции есть просто весть, новое знание, новость для слушателей. Максимальное требование к информации - быть действительно новой, быть маленькой сенсацией, сюрпризом. Смысл может иметь дело со знанием, информативность которого равна нулю в силу привычности. Все знают, к примеру, что человек смертен. А какой в этом смысл? С передачей информации нет проблем: сообщил
- записали. Иначе обстоит дело со смыслом: его нельзя "сообщить". Смысл философского знания в принципе не семиотичен; он всегда остается трансцендентальным по отношению к любой знаковой системе. Раскрытие смысла требует искуства, "технэ", некоторой уловки, даже мистификации в хорошем смысле слова.
По отношению к разным аудиториям /"гуманитарной" или "технической"/ информация и смысл будут иметь разное значение. В технической аудитории без регулярного поступления порции новой информации читать лекции практически невозможно. Для "технарей" информация стоит на первом месте, они крайне чувствительны к ее количеству и качеству /степени новизны, достоверности/, в то время как разработка смыслового содержания кажется делом второстепенным. Они, якобы, сами способны добраться до смысла всего сущего, была бы только информация. Прямо противоположная ситуация наблюдается в гуманитарной аудитории: ей не надо голой информации. Они сами грамотные, могут навести справки по словарям, энциклопедиям, периодическим изданиям и пр. Если информация заинтересует, то они понимают, что вполне достаточно указать необходимые выходные данные соответствующих изданий и не тратить более времени на пересказ. В гуманитарной аудитории, прежде всего, цениться смысл, подходы к нему, глубина.
Ритмичное чередование информации и смысла в смешанной аудитории будет восприниматься как чередование серьезного разговора с отдыхом, то есть создаст как бы не очень напряженный режим работы. Только такты будут отсчитываться по-разному: "технари" будут серьезными на "приеме" информации и отдыхать на смысле; гуманитарии, напротив, будут серьезными на смысле и отдыхать на информации.
Курс лекций по философии, подготовленный в настоящем издании, сложился на основе практического чтения лекций, в процессе которого автор эмпирически подбирал объем и последовательность подачи материала с тем, чтобы лекции имели успех. Именно достигнутый успех лекций, который сопутствовал автору все эти годы, заставил задуматься о том, что в них, вероятно, что-то есть и что, возможно, есть смысл представить их в печатном виде. Конечно, успех устных лекций не гарантирует успеха текста лекций. Во всяком случае, предварительные отзывы были положительными. Автору остается надеяться, что и в числе последующих отзывов найдется для него пара теплых слов.
Пока, читатель! г.Сургут,
27 мая 1995 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, или почему я стал философом?
Готовящийся к печати курс лекций складывался на протяжении десяти-двенадцати лет. Побудительным мотивом в подготовке его к изданию явилось не только желание помочь студентам и аспирантам в освоении классического философского наследия, но и личная неудовлетворенность существующими учебниками и учебными пособиями. Мне всегда казалось, что в них чего-то не хватает, чего-то важного, без чего нельзя ни изучить тему, ни, тем более, прочитать лекцию.
Для меня философия - мое личное дело. Так случилось, что еще в школьные годы пришлось столкнуться с такой областью знаний, название которой - философия - я узнал спустя несколько лет. После восьмого класса, будучи в летней физмат. школе-интернате Новосибирского академгородка, попал на встречу в Дом ученых, где нам, мальчишкам, разрешили задавать вопросы академикам и профессорам. Я задал три вопроса, но не получил ни одного ответа.
Первый вопрос, как помнится, касался различения массы инертной от гравитационной и сводился к тому, чтобы понять, какой физический процесс создает феномен инертности, а какой - феномен гравитационного "заряда", и какое именно отношение имеют оба процесса к тому, что мы называем "телесностью". Второй вопрос касался уточнения того, какова физическая природа "заряда", в частности электрического, и почему закон Кулона и закон всемирного тяготения Ньютона, оба сформулированные на основе понятия "заряда", имеют одинаковую математическую форму. Третий вопрос я уже плохо помню, возможно, потому, что задать его до конца мне не дали взрывом хохота. Просмеявшись, кто-то из академиков сказал: «Молодой человек, физика такими вещами не занимается".
В тот момент, вероятно, впервые в жизни мне пришлось испытать страдание. Я был уверен в законности своих вопросов и знал о чем спрашивал. Если физики не занимаются основами физики, значит, они какие-то странные физики. Но почему их таких много и почему они смеются?
...Три года спустя, будучи уже студентом-океанологом, я одним из зимних вечеров привычно рылся в книгах библиотеки ЛГУ и вдруг наткнулся на трактат "Физика" древнегреческого философа Аристотеля. После знакомства с этим трактатом, и памятуя об инценденте в Академгородке, я был не просто потрясен. Мое состояние было близко к тому, которое в свое время описывал Рихард Вагнер :"...Не могу точно сказать, к чему меня предназначали родители, помню только, что как-то вечером я впервые услышал одну из симфоний Бетховена, меня бросило в жар, я заболел горячкой, а выздоровев, стал музыкантом". Аристотель ставил вопросы точно в том же духе, который больше всего занимал меня в физике. Так я открыл для себя философию и нашел своего Учителя.
Первоначально мои студенческие интересы не выходили за пределы того, что называлось "философскими вопросами физики". Я штудировал всю современную литературу, включая рукописи докторских диссертаций последних лет. Вскоре начал подмечать, что при всяком углублении вопроса учащаются ссылки на древних философов и новоевропейских мыслителей XVII-XIX веков, но идеи их не разрабатываются. Я начал усиленно прорабатывать все "ссылки", пока целиком не втянулся в историю философии. В скором времени произошел смешной казус: по программе мы проходили работу В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Я специально перечитал работы Э.Маха, Дж.Томсона, Дж.Беркли, И.Канта и других известных и малоизвестных авторов,- дилетантизм вождя был очевиден. Но этой новостью делиться не имело смысла,- Академгородок кое-чему научил.
После окончания вуза я всерьез занялся изучением истории философии,- на досуге, естественно. Потом перешел с кафедры физики на кафедру философии. Это обстоятельство значительно расширило мои возможности и позволило для лучшего понимания мыслителей других эпох постепенно углубиться в смежные с философией области знания, в проблемы истории и теории культуры, этнографии и психологии, логики и и лингвистики, истории и религии. Мои лекции от этого только выигрывали. Как оказалось, то, что волнует меня, оказывается значимым для очень многих: и студентов, и аспирантов, и преподавателей, и ученых.
Вузовские лекции - не просто изложение учебного материала. Через них всегда имеется возможность донести до слушателей новейшую информацию, ознакомить и вынести на суд аудитории результаты своих исследований. Я очень благодарен студенческой аудитории за сотрудничество. Она научила меня видеть, какое знание необходимо студентам, и сравнивать его с тем знанием, какое имеется в современной науке. Это сравнение слишком часто оказывалось не в пользу науки. Но я, как один из ее представителей, отвечаю за качество знания, и эта ответственность во многом стимулировала мою научную работу.
Лекционный материал я старался излагать легко, простым языком и делать его, по возможности, приятным для чтения. Особо важные идеи, как правило, повторяются из лекции в лекцию, хотя повторять я стремился не повторяясь. Лекции рассчитаны на последовательное их прочтение, так что взятая наугад отдельная лекция вряд ли будет особенно полезной. Важно помнить, что образовать свою философскую культуру можно только пройдя сквозь нее как бы из зала в зал, от станции к станции. Можно насытиться двенадцатью блинами, но нельзя сразу съесть двенадцатай блин.
Еще один маленький совет: данного курса лекций достаточно для общего понимания классического философского наследия, поэтому не следует одновременно пользоваться разными учебниками и пособиями. Если не хватит информации, лучше обратиться с справочным изданиям: словарям и энциклопедиям. Если еще не хватит, значит пора читать трактаты философов. Если и этого окажется недостаточным, то придется самому их писать.
Автор
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Ч а с т ь п е р в а я