Задание № 5
по дистанционной форме обучения студентов
Группы АТС-317
По дисциплине: «Конструкции и проектирование автотракторной техники».
На период с 20.04.2020 по 26.04.2020 года.
Ответы представить до 27.04.2020 года
Обратная связь по эл.почте: imefremov@yandex.ru
Тема 5: Трансмиссионные масла
ВВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Требования, предъявляемые к качеству трансмиссионных масел.
2. Основные свойства трансмиссионных масел и их влияние на работу агрегатов и механизмов машин.
3. Марки трансмиссионных масел и их применение на автомобильной технике
4. Взаимозаменяемость трансмиссионных масел отечественного и зарубежного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Остриков, В.В. Топливо и смазочные материалы: учебное пособие / В.В. Остриков, С.А. Нагорнов, И.Д. Гафуров. –Уфа, 2006. – 291 с
Дополнительная:
2. Кириченко, Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы [Текст] / Н.Б. Кириченко. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
|
|
3. Кузнецов, А. В. Топливо и смазочные материалы [Текст] / А.В. Кузнецов. – М.: Колос, 2007. – 199 с., ил.
4. Тихонов, А.А. Эксплуатационные материалы: учебно-методическое пособие / А.А. Тихонов, С.Н. Асланова. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2013. – 100 с.
5. Учебное пособие к проведению лабораторных работ. Лабораторный практикум по эксплуатационным материалам. – Балашиха: ВТУ, 2013.
Нормативная:
6. ГОСТ В 18241-91. Топливо, масла, смазки и специальные жидкости. Номенклатура и порядок назначения.
ВВЕДЕНИЕ
К трансмиссионным маслам относятся материалы, применяемые для смазки зубчатых передач агрегатов трансмиссии, а также масла, используемые в гидротрансмиссиях.
В современном автомобилестроении применяются зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые, косозубые, конические, спиральные и гипоидные передачи. Преимущество их перед передачами с прямыми зубьями – в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для этих передач предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.
Поэтому от правильного применения трансмиссионных масел во многом зависит надежная работа агрегатов трансмиссии.
Требования, предъявляемые к качеству трансмиссионных масел.
В агрегатах трансмиссии современных машин трансмиссионные масла выполняют следующие функции:
- снижают износ деталей;
- уменьшают потери энергии на внешнее трение;
|
|
- увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;
- защищают детали механизмов от коррозии.
Масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность.
Условия, в которых работает масло в шестеренчатой передаче, определяются следующими факторами: температурным режимом, частотой вращения шестерен (скоростью относительного скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне контакта.
Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких пределах – от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120–1300С и даже 1500С в процессе работы.
В температурном режиме работы в зубчатых передачах различают три наиболее характерные температуры:
- минимальную – в момент начала работы передачи, равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха;
- максимальную – соответствующую экстремальным условиям работы;
- среднеэксплуатационную – наиболее вероятную во время эксплуатации.
Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной климатической зоне может достигать минус 600С. Максимальная и среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха, условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов.
Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей обычно составляет 60–900С. Фактическая температура масла в зоне контакта зубьев шестерен на 150–2000С выше температуры масла в объеме. Заметное влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических передачах составляют на входе в зацепление 1,5–3 м/с; в некоторых агрегатах они достигают 9–12 м/с; для гипоидных передач скорости скольжения составляют 15 м/с и более.
В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полном зацеплении составляют обычно 0,5–1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2 ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.
Исходя из вышеуказанного, к трансмиссионным маслам предъявляются требования:
- высокие противоизносные, противозадирные, противопиттинговые свойства;
- термическая и термоокислительная стабильность;
- хорошая вязко-температурная характеристика;
- высокая физическая стабильность;
- защита от коррозионного воздействия;
- способность не оказывать вредного воздействия на резиновые уплотнительные материалы.