«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИИ, ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Всего – 8 часов лекций и 14 часов практических занятий
Экзамен
№ | Тема занятия и вопросы лекции | Конспект тем лекций | Выполнение практических заданий | Рекомендуемые источники | ||||
1. | Тема: Предмет и задачи науки о здоровье человека (валеологии). Основные вопросы: 1. Понятие здоровья человека и его составляющих. 2. Наука валеология и ее значение. Основные понятия. 3.Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы сохранения здоровья детей. 4. Культура здоровья ребенка. | + | 1. Вайнер Э.Н. Валеология /Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hecadem/wainer_en/p1.php.htm 2.Попов С.В. Валеология в школе и дома, СПб.: Союз, 1997., 253 с. | |||||
2. | Тема: Здоровый образ жизни младшего школьника и его составляющие. Основные вопросы: 1.Факторы, влияющие на здоровье ребенка. 2.Двигательная активность и закаливание. 3. Экологическое и эмоциональное пространство в школе. 4. Образ жизни семьи и здоровье ребенка. 5.Личная гигиена как основа здоровья. | + | + | 1. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Изд-во Томского политехнического университета, 2008., 102 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/866/73866/files/zdor.pdf 2.Попов С.В. Валеология в школе и дома, СПб.: Союз, 1997., 253 с. | ||||
3. | Тема: Технологии валеологического просвещения в начальной школе. Основные вопросы: 1.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 2. Основные тематические направления валеологического просвещения в начальной школе. 3.Валеологические беседы с родителями. | + | 1.Ефименко М.Ф. Валеология на уроках: методические разработки / Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2012/01/10/valeologiya-na-urokakh-i-vo-vneklassnoy-rabote 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v58577/?cc=1 | |||||
4. | Тема: Основы безопасности жизнедеятельности в начальной школе Основные вопросы: 1.Природа как среда обитания. Правила экологической безопасности. 2. Безопасность в быту. Правила поведения с окружающими предметами. 3. Безопасное поведение на улице. Правила дорожной и социальной безопасности младшего школьника. 4. Оказание первой помощи при несчастных случаях и травмах. | + | + | 1.Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие, Новосибирск: АРТА, 2011., 256 с. Режим доступа: https://prepod.nspu.ru/file.php/261/zdorov_final.pdf 2.Особенности преподавания ОБЖ в начальных классах/Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/10/01/osobennosti-prepodavaniya-osnov-bezopasnosti | ||||
5. | Тема: Методика преподавания валеологии и ОБЖ в начальной школе Основные вопросы: 1.Принцип единства воспитания и обучения. 2.Основные методы обучения валеологии и ОБЖ в начальной школе. 3.Реализация принципа наглядности и доступности. 4. Принцип деятельностного подхода: реализация знаний в игре, опытах, тренировочных упражнениях. | + | 1.Ефименко М.Ф. Валеология на уроках: методические разработки / Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/sotsialnaya-pedagogika/all/2012/01/10/valeologiya-na-urokakh-i-vo-vneklassnoy-rabote 2.Особенности преподавания ОБЖ в начальных классах/Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/10/01/osobennosti-prepodavaniya-osnov-bezopasnosti | |||||
6. | Тема: Содержание программы по основам безопасного поведения в начальной школе. Основные вопросы: 1.Программа ОБЖ для 1 класса. 2.Программа ОБЖ для 2 класса. 3.Программа ОБЖ для 3 класса. 4.Программа ОБЖ для 4 класса. 5.Авторские программы по валеологии и ОБЖ в начальной школе. | + | 1.Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы / Режим доступа: https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/ | |||||
Всего
| 8 ч. лекц. зан. | 14 ч. практ.зан. |
ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ: составить краткий конспект по отмеченным знаком «+» темам лекций
ЗАДАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:
№ | Темы практических занятий | Кол--во часов |
1. | Тема: Здоровый образ жизни младшего школьника и его составляющие. Основные вопросы: 1.Факторы, влияющие на здоровье ребенка. 2.Двигательная активность и закаливание. 3. Экологическое и эмоциональное пространство в школе. 4. Образ жизни семьи и здоровье ребенка. 5.Личная гигиена как основа здоровья. Практические задания: 1. Составить приблизительный график двигательного режима младшего школьника. 2. Провести анализ гигиенических факторов, влияющих на здоровье детей в школе и дома. 3. Подготовить беседу с родителями на тему «Влияние образа жизни семьи на здоровье ребенка» | 4 |
2. | Тема: Технологии валеологического просвещения в начальной школе. Основные вопросы: 1.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 2. Основные тематические направления валеологического просвещения в начальной школе. 3.Валеологические беседы с детьми и родителями Практические задания: 1. Провести анализ современных здоровьесберегающих технологий. 2. Изучить основные направления применения валеологических знаний в школе. 3. Организовать проведение валеологических бесед с детьми и родителями. | 2 |
3. | Тема: Основы безопасности жизнедеятельности в начальной школе Основные вопросы: 1.Природа как среда обитания. Правила экологической безопасности. 2. Безопасность в быту. Правила поведения с окружающими предметами. 3. Безопасное поведение на улице. Правила дорожной и социальной безопасности младшего школьника. 4. Оказание первой помощи при несчастных случаях и травмах. Практические задания: 1. Подготовка докладов по темам занятия. 2. Разработка алгоритмов безопасного поведения ребенка в сложных жизненных ситуациях. 3. Методы оказания первой помощи, доступные к освоению детьми младшего школьного возраста. | 4 |
4. | Тема: Содержание программы по основам безопасного поведения в начальной школе. Основные вопросы: 1.Программа ОБЖ для 1 класса. 2.Программа ОБЖ для 2 класса. 3.Программа ОБЖ для 3 класса. 4.Программа ОБЖ для 4 класса. 5.Авторские программы по валеологии и ОБЖ в начальной школе. Практические задания: 1. Содержание программ по ОБЖ для начальной школы. 2. Разработка развернутого плана-конспекта занятия по программам ОБЖ в начальной школе. 3. Изучение и апробация инновационных и авторских программ по валеологии и ОБЖ. | 4 |
Итого: | 14 |
ВНИМАНИНЕ: Каждому студенту в отдельной папке для итогового оценивания выполненной практической работы собрать следующие документы:
1. Подготовить график двигательного режима младшего школьника 1-4 класса (по выбору) в течение дня; оформить его по следующему плану:
|
|
№ | Форма (вид) двигательной активности | Особенности организации (время, место, условия) |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно в утреннее время, дома в проветренной комнате или на воздухе. Продолжительность – 5-10 минут. |
2 | Подвижные игры…. | Ежедневно на свежем воздухе или в проветренном помещении….. и т.п. |
3 | Прогулка | ………. |
4 | Активный отдых | ………. |
5 | Спортивные занятия | ………. |
6 | …… | ………. |
7 | …… | ………. |
2. Подготовить текст беседы с родителями на тему: «Влияние образа жизни семьи на здоровье ребенка» в объеме 2-3 страниц с обязательными практическими рекомендациями для всей семьи, приветствуется также проведение анкетирования или интервьюирования.
3. Составить таблицу классификации здоровьесберегающих технологий с описанием их содержания, методов и форм организации в школе:
№ | Классификация технологий | Содержание (назначение) | Средства, формы, методы |
1 | Медико-гигиенические | Профилактика заболеваний…. | Организация труда и отдыха, гигиеническая оценка помещения и т.д…… |
2 | Физкультурно-оздоровительные | Оздоровление… | Закаливание (солнце, воздух, вода), физическая активность, приемы самомассажа, … |
3 | Экологические | Адаптация к условиям обучения.. | …. |
4 | Технологии безопасности жизнедеятельности | Информация, защита, профилактика…. | …. |
5 | Образовательные | Обучение, развитие… | …. |
4. Подготовить доклад на тему: Основы безопасности жизнедеятельности в начальной школе; выбрать любую из тем (объем – до 4-6 стр.):
· Природа как среда обитания. Безопасное поведение в лесу, возле водоемов, в горах. Правила экологической безопасности.
· Безопасность в быту. Правила поведения с окружающими предметами.
· Безопасное поведение на улице. Правила дорожной и социальной безопасности младшего школьника.
· Обучение младших школьников оказанию первой помощи при несчастных случаях и травмах.