Задание по дистанционной форме обучения студентов
Группы АТС-317
По дисциплине: «Конструкции и проектирование автотракторной техники».
На период с 15.04.2020 по 22.04.2020 года.
Обратная связь по эл.почте: imefremov@yandex.ru
Тема 4: Моторные масла
ВВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Классификация и назначение смазочных масел. Требования к их качеству.
2. Основные свойства моторных масел и их влияние на работу двигателя.
3. Марки моторных масел и их применение на автотракторной технике.
4. Взаимозаменяемость моторных масел отечественного и зарубежного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Остриков, В.В. Топливо и смазочные материалы: учебное пособие / В.В. Остриков, С.А. Нагорнов, И.Д. Гафуров. –Уфа, 2006. – 291 с
Дополнительная:
2. Кириченко, Н. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы [Текст] / Н.Б. Кириченко. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
3. Кузнецов, А. В. Топливо и смазочные материалы [Текст] / А.В. Кузнецов. – М.: Колос, 2007. – 199 с., ил.
|
|
4. Тихонов, А.А. Эксплуатационные материалы: учебно-методическое пособие / А.А. Тихонов, С.Н. Асланова. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2013. – 100 с.
5. Учебное пособие к проведению лабораторных работ. Лабораторный практикум по эксплуатационным материалам. – Балашиха: ВТУ, 2013.
Нормативная:
6. ГОСТ В 18241-91. Топливо, масла, смазки и специальные жидкости. Номенклатура и порядок назначения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ВВЕДЕНИЕ
Современный двигатель внутреннего сгорания представляет собой сложный механизм, работоспособность которого зависит от четкого функционирования его различных систем и, в первую очередь, смазывающей системы.
Рабочим телом смазывающей системы является моторное масло.
Безотказная и долговечная работа автомобильной техники обуславливается правильным применением моторных масел на различных машинах в зависимости от их конструктивных особенностей, климатических и эксплуатационных условий и других факторов.
Классификация и назначение смазочных масел. Требования к их качеству.
Согласно нормативно-технической документации все масла нефтяного происхождения по применению делятся на группы и подгруппы, таблица 4.1.
Таблица 4.1 – Классификация масел на группы и подгруппы
Группа | Подгруппа |
Моторные | Универсальные Бензиновые Дизельные |
Турбинные | Газотурбинные Турбинные общего назначения |
Трансмиссионные | Для механических передач Для гидромеханических передач Для гидростатических передач |
Индустриальные | Индустриальные общего назначения |
Масло различного назначения | Компрессорные Цилиндровые Холодильные Изоляционные |
|
|
Смазочные масла выполняют следующие основные функции:
- снижают потери энергии на трение;
- уменьшают износ деталей;
- герметизируют зазоры между деталями (например, между поршнем и гильзой цилиндра двигателя);
- отводят тепло от нагретых деталей;
- выносят из зон трения продукты износа и переносят их в фильтрующие устройства системы смазки.
Качество масла – один из решающих факторов, определяющих работоспособность двигателя и агрегатов трансмиссии. Требования к качеству смазочных масел определяются условиями их применения в двигателе (агрегате), а также климатическими условиями, в которых эксплуатируется техника. Для достижения более надежной работы двигателей и агрегатов трансмиссии, увеличения их межремонтного и амортизационного ресурсов смазочные масла должны отвечать следующим требованиям:
- обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами;
- иметь достаточно низкую температуру застывания;
- обладать хорошими противоизносными свойствами;
- иметь высокую химическую стабильность (не окисляться и не образовывать отложений на нагретых деталях и осадков в картере двигателя);
- иметь хорошие моющие свойства, обеспечивающие необходимую чистоту цилиндро-поршневой группы и других деталей;
- не содержать легкоиспаряющихся фракций;
- не вспениваться в эксплуатационных условиях;
- не вызывать коррозии смазываемых поверхностей и защищать их от внешних коррозийных агентов;
- не содержать воды и механических примесей;
- удовлетворять требованиям экологической безопасности (не содержать токсичных компонентов).