Масла в двигателях работают в очень тяжелых условиях, испытывая воздействие переменных давлений (в некоторых узлах до 100 мПа (1000 кгс/см2) и высоких температур (400–8000С). В среднетемпературной и низкотемпературной зонах прогретого двигателя масло способно интенсивно испаряться и окисляться. В этом проявляется его недостаточная физическая стабильность при повышенных температурах. В результате количество масла в системе уменьшается, а качества его ухудшаются.
Физическая стабильность зависит от фракционного состава. Но его определение весьма сложно, так как необходимо создавать глубокий вакуум. В практике используется параметр – температура вспышки, это минимальная температура масла, при которой его пары от нагревания в стандартном приборе образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от пламени определенных размеров. Чем выше температура вспышки масла, тем лучше его физическая стабильность.
Масло, попавшее в высокотемпературную зону (камеру сгорания), в основном сгорает там, а несгоревшее – на деталях этой зоны образует слой нагара. Последний ухудшает теплоотвод от деталей, облегчает возникновение детонации и калильного зажигания.
Борьба с нагарообразованием – поддержание нормального теплового состояния двигателя.
В среднетемпературной зоне масла наиболее подвержены окислению, образуют практически нерастворимые вещества и покрывают детали лаковым отложением. Наибольшую опасность отложения представляют для поршневых колец, вызывая их пригорание. Тормозят отложение на деталях смолисто-асфальтовых веществ присадки (СБ-3, АСК). За способность обеспечивать необходимую чистоту деталей работающего двигателя эти присадки получили название моющих.
В процессе работы моторные масла способны сильно вспениваться, что приводит к недостаточной подаче их в сборочные единицы двигателя, выбросу через маслозаливные отверстия.
Торможение пенообразования и пеногашения достигается введением в масла противопенных присадок (ПМС-200А) в количестве 0,001–0,005 %.
Классификация моторных масел, применяемых для двигателей автомобилей и гусеничных машин, установлена нормативно-технической документацией, согласно которой они делятся на группы (таблица 4.2), а в пределах каждой группы на классы (приложение А, таблица А.1).
Таблица 4.2 – Группы масел для двигателей
Группа масел по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели |
Б2 | Малофорсированные дизельные двигатели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели |
В2 | Среднефорсированные дизельные двигатели | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели |
Г2 | Высокофорсированные дизельные двигатели | |
Д | Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях | |
Е | Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом топливе |
Примечание: Универсальные масло, предназначенные для применения, как в бензиновых двигателях, так и для дизелей обозначаются буквой по группам эксплуатационных свойств без цифрового индекса, например, М-10Г.
В зависимости от условий применения в пределах каждой группы масла подразделяются по уровню вязкости. ГОСТом предусматриваются классы вязкости с пределами от 6 до 20 мм2/с при 100 0С.
Условное обозначение масел расшифровывается следующим образом:
- Масло M-8-B1:
М – масло моторное;
8 – средняя величина вязкости при 1000С в мм2/с;
В – группа масла;
индекс «1» – подгруппа.
- Масло М-63/10-В
М – масло моторное;
63/10 – класс вязкости масла, характеризующий диапазон вязкости масел при температуре –180С (2600 –10400 мм2/с);
индекс «3» – масло загущенное;
цифра 10 – вязкость масла при 1000С в мм2/с;
В – группа масла.
По условиям применения масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Для военной техники ограничительный перечень масел определяет ГОСТ В. 18241-91 (таблица 4.3).
В настоящее время широкое применение нашли рабоче-консервационные масла, обеспечивающие сохраняемость и работоспособность двигателей. К их числу можно отнести масло М-4З/8Г (РК). Работы в области разработки новых марок моторных масел планируется проводить в следующих направлениях:
- унификация масел для автомобильной и бронетанковой техники;
- разработка новых марок масел, работающих при низких температурах окружающего воздуха (до минус 450С);
- увеличение срока службы масел в двигателях;
- улучшение защитных свойств масел.
Таблица 4.3– Масла для бензиновых и дизельных двигателей
Марки масел | Применение на двигателях |
М-4з/6-В1 (АСЗп-6) | Для бензиновых двигателей в качестве северной всесезонной марки и зимней для средней и южной зон |
М-бз/10-В | Для бензиновых и дизельных двигателей без наддува. Смена в бензиновых двигателях через 18 тыс. км, в дизельных без наддува – через 15 тыс. км. |
М-8-В | Для различных форсированных бензиновых двигателей и дизелей без наддува в качестве зимней марки |
М-8-ДМ | Для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях в качестве зимней марки |
М-8-Г2 | Для форсированных дизелей с наддувом в качестве зимней смазки |
М-8-Г2к | Для высокофорсированных дизелей с наддувом в качестве зимней смазки (для двигателей КамАЗ) |
M-10-B2C | Для форсированных мало- и средненагруженных быстроходных дизелей |
М-6з/10-Б2 | Для быстроходных дизелей типа В-2 в качестве северной, всесезонной и зимней для средней и южной климатических зон |
М-10-Г2к | Для высокофорсированных дизелей с наддувом в качестве летней марки (для двигателей КамАЗ) |
М-16-А(Т) | Для быстроходных дизелей типов В-2, Д-12, Д-6 |
М-10-Г2 | Для форсированных дизелей с наддувом в качестве летней марки |
М-10-ДМ | Для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях в качестве летней марки |