double arrow

Марки моторных масел и их применение на военной автомобильной технике.

Масла в двигателях работают в очень тяжелых условиях, испытывая воздействие переменных давлений (в некоторых узлах до 100 мПа (1000 кгс/см2) и высоких температур (400–8000С). В среднетемпературной и низкотемпературной зонах прогретого двигателя масло способно интенсивно испаряться и окисляться. В этом проявляется его недостаточная физическая стабильность при повышенных температурах. В результате количество масла в системе уменьшается, а качества его ухудшаются.

Физическая стабильность зависит от фракционного состава. Но его определение весьма сложно, так как необходимо создавать глубокий вакуум. В практике используется параметр – температура вспышки, это минимальная температура масла, при которой его пары от нагревания в стандартном приборе образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от пламени определенных размеров. Чем выше температура вспышки масла, тем лучше его физическая стабильность.

Масло, попавшее в высокотемпературную зону (камеру сгорания), в основном сгорает там, а несгоревшее – на деталях этой зоны образует слой нагара. Последний ухудшает теплоотвод от деталей, облегчает возникновение детонации и калильного зажигания.

Борьба с нагарообразованием – поддержание нормального теплового состояния двигателя.

В среднетемпературной зоне масла наиболее подвержены окислению, образуют практически нерастворимые вещества и покрывают детали лаковым отложением. Наибольшую опасность отложения представляют для поршневых колец, вызывая их пригорание. Тормозят отложение на деталях смолисто-асфальтовых веществ присадки (СБ-3, АСК). За способность обеспечивать необходимую чистоту деталей работающего двигателя эти присадки получили название моющих.

В процессе работы моторные масла способны сильно вспениваться, что приводит к недостаточной подаче их в сборочные единицы двигателя, выбросу через маслозаливные отверстия.

Торможение пенообразования и пеногашения достигается введением в масла противопенных присадок (ПМС-200А) в количестве 0,001–0,005 %.

Классификация моторных масел, применяемых для двигателей автомобилей и гусеничных машин, установлена нормативно-технической документацией, согласно которой они делятся на группы (таблица 4.2), а в пределах каждой группы на классы (приложение А, таблица А.1).

 

Таблица 4.2 – Группы масел для двигателей

Группа масел по

эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения
А   Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели

Б

Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели

В

В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели

Г

Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели
Д   Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях
Е   Дизельные малооборотные двигатели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом топливе

 

Примечание: Универсальные масло, предназначенные для применения, как в бензиновых двигателях, так и для дизелей обозначаются буквой по группам эксплуатационных свойств без цифрового индекса, например, М-10Г.

 

В зависимости от условий применения в пределах каждой группы масла подразделяются по уровню вязкости. ГОСТом предусматриваются классы вязкости с пределами от 6 до 20 мм2/с при 100 0С.

Условное обозначение масел расшифровывается следующим образом:

- Масло M-8-B1:

М – масло моторное;

8 – средняя величина вязкости при 1000С в мм2/с;

В – группа масла;

индекс «1» – подгруппа.

- Масло М-63/10-В

М – масло моторное;

63/10 – класс вязкости масла, характеризующий диапазон вязкости масел при температуре –180С (2600 –10400 мм2/с);

индекс «3» – масло загущенное;

цифра 10 – вязкость масла при 1000С в мм2/с;

В – группа масла.

По условиям применения масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Для военной техники ограничительный перечень масел определяет ГОСТ В. 18241-91 (таблица 4.3).

В настоящее время широкое применение нашли рабоче-консервационные масла, обеспечивающие сохраняемость и работоспособность двигателей. К их числу можно отнести масло М-4З/8Г (РК). Работы в области разработки новых марок моторных масел планируется проводить в следующих направлениях:

- унификация масел для автомобильной и бронетанковой техники;

- разработка новых марок масел, работающих при низких температурах окружающего воздуха (до минус 450С);

- увеличение срока службы масел в двигателях;

- улучшение защитных свойств масел.

 

Таблица 4.3– Масла для бензиновых и дизельных двигателей

Марки масел Применение на двигателях
М-4з/6-В1 (АСЗп-6) Для бензиновых двигателей в качестве северной всесезонной марки и зимней для средней и южной зон
М-бз/10-В Для бензиновых и дизельных двигателей без наддува. Смена в бензиновых двигателях через 18 тыс. км, в дизельных без наддува – через 15 тыс. км.
М-8-В Для различных форсированных бензиновых двигателей и дизелей без наддува в качестве зимней марки
М-8-ДМ Для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях в качестве зимней марки
М-8-Г2 Для форсированных дизелей с наддувом в качестве зимней смазки
М-8-Г Для высокофорсированных дизелей с наддувом в качестве зимней смазки (для двигателей КамАЗ)
M-10-B2C Для форсированных мало- и средненагруженных быстроходных дизелей
М-6з/10-Б2 Для быстроходных дизелей типа В-2 в качестве северной, всесезонной и зимней для средней и южной климатических зон
М-10-Г Для высокофорсированных дизелей с наддувом в качестве летней марки (для двигателей КамАЗ)
М-16-А(Т) Для быстроходных дизелей типов В-2, Д-12, Д-6
М-10-Г2 Для форсированных дизелей с наддувом в качестве летней марки
М-10-ДМ Для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых условиях в качестве летней марки

 


Сейчас читают про: