Положение, выносимое на защиту

ü Значение и функции межпредметных связей на уроках истории.

 

Прежде всего, для использования межпредметных связей необходимо, чтобы сам учитель осознавал значимость их применения, а также конкретную цель использования таких связей на практике. Осуществление межпредметных связей в учебном процессе должно обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения школьников.

Кроме того, помимо осознания общей цели, учитель должен обладать знаниями основных функций типов и различных видов межпредметных связей и уметь эффективно применить их в ходе учебного процесса. В сочетании реализация различных типов и видов межпредметных связей способствует обучению, развитию и воспитанию школьников с учетом современных стандартов и требований, предъявляемых к процессу обучения в школе.

Межпредметные связи в процессе обучения выполняют ряд важнейших функций. Они учат понимать социальные явления и процессы в их обусловленности и взаимосвязи, противоречивости и сложности и, кроме того, придают полученным знаниям целостность и завершенность. Опираясь на умения, ценности и знания, полученные на других предметах, учащиеся лучше понимают и усваивают материал, это мотивирует их к приобретению нового знания, а также оптимизирует их работу на уроках и при выполнении домашнего задания.

Регулярно прибегая к использованию межпредметных связей на уроках, педагог научит учеников самостоятельному обращению к межкурсовым связям для выполнения каких-либо проблемных заданий, это поможет им при решении различных практических и познавательных задач, а также при поиске решения в определенных жизненных ситуациях. На межкурсовой основе естественно-математических и гуманитарных предметов могут успешно решаться воспитательные задачи обучения, примером чего будет являться профориентация и экологическое образование. Общую задачу предметов естественнонаучного, обществоведческо-исторического и гуманитарно-эстетического циклов составляет анализ взаимосвязей «человек – общество – природа», что и сближает эти курсы, и, что самое главное, дает возможность применения межпредметных связей. Так, установление межпредметных связей приобщает старшеклассников к проблемам развития современного общества, науки и глобального мира в целом.

Одним из важнейших проявлений и результатов реализации межпредметных связей является формирование у учащихся обобщенных межпредметных понятий, таких, как, например, «государство», «общество», используемых в различных курсах – обществознании, литературе, истории и других. Таким образом, школьники приобретают умение видеть общее в частном и, наоборот, рассматривать и анализировать частное с позиции общего.

Помимо уже сказанного о межпредметных связях в процессе обучения, нельзя не отметить то, что они имеют как образовательное, так и воспитательное, и развивающее значение.

Образовательное значение применения на уроках межпредметных связей состоит в том, что, опираясь на эти связи, постоянно обращаясь к уже усвоенным из разных курсов обществоведческим, историческим, литературным и другим понятиям, можно сформировать (при правильной организации учебного процесса) у учеников целостную, упорядоченную систему знаний об обществе, повысить качество и уровень знаний учащихся.

Воспитательное значение будет проявляться в том, что на основе хорошего усвоения основного материала школьных предметов закладываются основы научного мировоззрения, правовых, моральных и нравственных норм и качеств, эстетических и этических понятий.

И, наконец, развивающее значение межпредметных связей заключается в том, что, раскрывая связи между предметами, учитель учит школьников мыслить шире, при этом развиваются умения, применяемые в процессе обучения, повышается самостоятельность, формируется свой взгляд на современное общество и мир в целом.

Таким образом, реализация межпредметных связей на уроках занимает важное место в образовательном процессе. Для того чтобы межпредметные связи действительно оказывали положительное влияние на процесс и результаты обучения, нужно применять их на основе определенных принципов. Необходимо их систематическое и регулярное применение, однако они не должны перегружать урок, занимать в нем основное место, иначе это будет в ущерб материалу конкретного урока. Кроме того, межпредметные связи должны быть направлены на решение каких-либо образовательных, воспитательных или развивающих задач, они должны опираться на изучении актуальных программ и учебников курсов, смежных с предметом урока. Учитель должен подобрать оптимальные способы реализации таких связей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: