Объект и предмет исследования

Объект исследования – дискуссия как технология проведения урока истории.

Предмет исследования – совершенствование учебно-методического обеспечения занятий с применением дискуссионных методов.

Методологическая база

При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:

1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);

2. Беседа (устное получение сведений от интересующего человека путем проведения с ним тематически направленного разговора);

3. Практическая апробация изученного материала (внедрение собственной разработки на практике).

 

Характеристика источников

Используемыми источниками по данной теме стали документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

«Историко-культурный стандарт». Данный документ по всемирной истории еще в проекте, в отличие от «историко-культурного стандарта» по истории Отечества. Данный источник содержит в себе основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и исторических источников. «Историко-культурный стандарт» представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному — углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.

О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные примерной программой по учебным предметам (История. 5-9 классы) вопросы. Также в состав УМК входит рабочая тетрадь к переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования учебнику О. С. Сороко-Цюпы "Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс". Вопросы и задания, включённые в пособие, предполагают репродуктивную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Для итоговой проверки знаний учащихся в тетрадь включены тестовые задания в формате ГИА к каждой главе учебника и ко всему курсу.

 

Гипотеза

Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:

- основу уроков-дискуссий должно составлять рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий;

- для большей результативности участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем;

- главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов;

- в ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность.

 

Структура работы

Работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

 

Основные положения, которые были вынесены на защиту

1. Дискуссия на уроке истории развивает умение высказывать свое мнение, конструктивно вести диалог, способствует правильно воспринимать и прислушиваться к мнению окружающих.

2. Роль учителя состоит в поддержании предусмотренного порядка, установлении проблемы обсуждения, выдвижении конкретных вопросов, вовлечение всех учащихся в дискуссию, обобщении рассуждений учащихся, определении противоречия.

3. Разногласия в процессе дискуссии обязаны порождать умение размышлять, осуществлять выводы и индивидуально анализировать поставленные вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: