Задания на 26 мая 2020 года

Семинар 5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации (1 час)

Нормативные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

4. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"

8. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

9. Постановление ЦИК России от 07.09.2011 N 31/276-6 "О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации"

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.2008 N 4-П "По делу о проверке конституционности подпункта "л" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" в связи с жалобой общественного объединения "Политическая партия "Союз правых сил"

11. Закон Республики Карелия от 25 мая 2017 г. N 2122-ЗРК "О выборах Главы Республики Карелия"

12. Закон Республики Карелия от 27 июня 2003 г. № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» // СЗ РК. 2003. №6. ст.623.

13. Закон Республики Карелия от 26 июня 2003 г. N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия"

Задачи:

Задача 1

Гражданин Российской Федерации Бобров А. В., постоянно проживающий в Финляндии, за 5 месяцев до предполагаемого проведения даты выборов в Законодательное Собрание области прибыл на территорию области и был зарегистрирован по месту пребывания у своих родственников. После опубликования решения о назначении даты выборов и формирования окружных избирательных комиссий Бобров обратился в окружную избирательную комиссию округа № 14 с требованием о включении его в список избирателей по месту пребывания и подал заявление о самовыдвижении кандидатом по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия, рассмотрев представленные им документы, отказала в удовлетворении требований о включении в список избирателей и в признании Боброва выдвинутым кандидатом.

Основанием отказа включить Боброва в список избирателей стало то, что избирательные комиссии самостоятельно включать избирателей в список не могут, они делают это только на основании сведений, предоставляемых им иными государственными органами. Кроме того, избиратели не могут включаться в список по месту пребывания, а только по месту постоянного или преимущественного проживания. Кандидатом Бобров не может быть выдвинут в связи с тем, что он постоянно не проживает на территории России.

Правомерны ли решения окружной избирательной комиссии? Каким образом Бобров может защитить свои права? Какое решение должен вынести по его жалобе на решение комиссии областной суд? Имеет ли смысл Боброву обращаться в Конституционный Суд РФ?

 

 

Задача 2

Подходил к концу срок полномочий законодательного органа государственной власти области. Согласно Уставу области назначение выборов осуществляется самим законодательным органом — Законодательным Собранием. 15 июня Законодательное Собрание приняло постановление о назначении выборов на 18 сентября. Постановление было опубликовано 17 июня. Уже после опубликования обнаружилось, что кандидат от одной из политических партий, которая намеревалась участвовать в выборах, 16 июня заключил договор об изготовлении и размещении на рекламных щитах в городе своих предвыборных материалов, в которых он также призывал голосовать за его кандидатуру.

Распространяется ли на данный договор действие избирательного законодательства и, в частности, запрет на ведение предвыборной агитации до выдвижения кандидата? Каковы последствия признания договора противоречащим закону — он должен быть признан недействительным, не должен исполняться до выдвижения кандидата, или договор действителен, а кандидат понесет административную ответственность за нарушение сроков и порядка финансирования предвыборной агитации?

 

Задача 3

Гражданин Королев А. Г. обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании не действующей ч. 7 и 7-1 ст. 50 Закона Челябинской области «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области». Предметом оспаривания стали условия распределения мандатов внутри партийного списка между региональными группами, противоречащие, по мнению заявителя, п. 3 ст. 17 Конституции РФ и п. 1,2 ст. 5, п. 4 ст. 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закрепленное в указанной статье распределение депутатских мандатов внутри каждого общерегионального списка кандидатов между региональными группами кандидатов ущемляет права одних граждан за счет других, поскольку производится без учета итогов голосования в избирательных районах. В некоторых избирательных районах г. Челябинска избирателей в несколько раз больше, чем в других районах в городах и сельских районах области.

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 4

Законодательное Собрание автономного округа обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Запрос касался положений, предусматривающих распределение мест в Государственной Думе РФ между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально количеству голосов, поданных за каждый список.

По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц как полноправных участников избирательного процесса на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению Собрания, избрание депутатов Государственной Думы РФ по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избирательные права граждан Российской Федерации.

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ? Ставились ли подобные вопросы, в том числе о конституционных правах юридических лиц, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ ранее?

 

Задача 5

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации были утверждены разъяснения о порядке работы избирательных комиссий с документами, представляемыми избирательными объединениями для регистрации списков кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС Российской Федерации. В разъяснениях, в частности, было указано, что сбор подписей избирателей допускается только на территории Российской Федерации. Полагая, что такое разъяснение ЦИК РФ противоречит требованиям действующего законодательства, граждане РФ, проживающие в г. Кишиневе и в г. Таллине, обратились в Верховный Суд РФ с жалобой.

Представители ЦИК РФ в судебном заседании пояснили, что содержащееся в обжалуемом разъяснении положение носит рекомендательный характер и связано с поступающими из других государств протестами в адрес Российской Федерации против проведения избирательных кампаний на территориях этих государств. Давая такое разъяснение, ЦИК РФ исходила и из того, что сбор подписей среди граждан РФ, проживающих за рубежом, следует проводить в дипломатических представительствах России, поскольку территории этих российских учреждений составляют территорию РФ.

Какова правовая природа решений избирательных комиссий? Является ли данное решение ЦИК РФ обязательным для применения? В каком порядке возможно обжалование?

 

Задача 6

Гражданин Сугутов А. К. заключил с кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ Мерзинцевым С. Н. гражданско-правовой договор об оказании услуг по распространению агитационных материалов. В договоре было указано, что в соответствии с требованием закона оплата услуг будет производиться из избирательного фонда кандидата. Однако оплата в срок до дня голосования произведена не была, и Сугутов обратился с иском в суд о взыскании соответствующей суммы с Мерзинцева, а в качестве обеспечения исполнения своих требований просил наложить арест на имущество Мерзинцева, которое использовалось для изготовления агитационных материалов, а следовательно, должно было быть передано в избирательный фонд кандидата.

В возражениях на иск Мерзинцев заявил, что обязательство перед Сугутовым ничтожно в связи с невозможностью его исполнения, так как договор был заключен с кандидатом, а после принятия избирательной комиссией решения о результатах выборов этот правовой статус он утратил. Операции по счету избирательного фонда были прекращены в день голосования, а имущество не включалось в состав избирательного фонда, так как закон этого не предусматривает.

Каким образом Сугутов может защитить свои права?

 

Задача 7

В избирательную комиссию области поступило заявление с требованием отменить регистрацию кандидатом в депутаты Законодательного Собрания области депутата Государственной Думы РФ А. Л. Фершалова. Основанием послужили сведения о том, что в ходе осуществления предвыборной агитации он использовал преимущества своего служебного положения: не был освобожден на время участия в выборах от исполнения своих должностных обязанностей, вел прием граждан в помещении, выделенном ему как депутату Государственной Думы РФ, звонил избирателям и т. п.

Кроме того, как депутат он выступал на всероссийских каналах, а несколько интервью с ним были опубликованы в московской и белорусской газетах, распространявшихся на территории области. Информация о нем была размещена на интернет-сайте Государственной Думы РФ.

В одной из областных газет было указано, что эта газета издается и бесплатно распространяется при поддержке депутата Государственной Думы Фершалова. Участие депутата в распространении газеты состояло в том, что организация подписки на бесплатную газету и распространение газет по почтовым ящикам осуществлялось силами сотрудников Общественной приемной депутата. Прямого финансирования издания газеты депутат не производил. В газете была постоянная рубрика «Слово депутату», где Фершалов еженедельно отчитывался перед избирателями о работе Государственной Думы и поздравлял читателей с праздниками. Газета регулярно публиковала репортажи о важных событиях в области, отмечая в участие в них Фершапова. При этом газета не уведомляла избирательную комиссию о намерении предоставлять свои полосы для размещения агитационных материалов.

Во время избирательной кампании Фершалов проводил встречи с работниками коммерческого предприятия в рабочее время, однако это не оформлялось как финансирование избирательной кампании со стороны предприятия, хотя для проведения такой встречи работники предприятия отрывались от выполнения их производственных обязанностей.

Как соотносятся статус депутата и статус кандидата в депутаты? Влечет ли участие в выборах в качестве кандидата ограничения при осуществлении депутатской деятельности? Какое решение следует принять избирательной комиссии?

 

Задача 8

Избирательная комиссия области обратилась в региональное отделение УВД с просьбой оказать содействие в пресечении распространения федерального выпуска печатного издания одной из политических партий. Распространение газеты осуществлялось после выдвижения списков кандидатов, в составе одного из которых был выдвинут Б. А. Петров — бизнесмен, владелец птицефабрики «Красная поляна». Выпуск партийной газеты был посвящен ситуации, сложившейся на птицефабрике, где в связи с распространением опасного вируса было уничтожено миллионное поголовье цыплят. Одна из страниц издания содержала открытое письмо Петрова жителям области под заголовком «Земляки, простите». В тексте он извинялся перед всеми, «особенно женщинами и детьми», за то, что ему не удалось спасти цыплят.

Принимая решение о запрете распространения газеты, избирательная комиссия указала, что в ней отсутствуют указания на оплату за счет средств избирательного фонда. В возражениях, представленных региональным отделением партии, было указано, что газета — официально зарегистрированное федеральное издание, информирующее о деятельности партии. Кроме того, данный выпуск освещал экономические аспекты ситуации вокруг птицефабрики и предвыборной агитации не содержал.

Вправе ли политические партии осуществлять распространение газет, информирующих о деятельности партии? Содержатся ли в печатном издании признаки предвыборной агитации? Должно ли распространение данного материала быть оплачено за счет средств избирательного фонда?

 

Задача 9

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания области на печатном агитационном плакате были помещены фотографии девяти зарегистрированных кандидатов, баллотирующихся по разным избирательным округам. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях...» все необходимые выходные данные были указаны. Но заказчиком является всего один зарегистрированный кандидат, и, соответственно, оплата производилась из одного избирательного фонда.

Возможно ли распространение данного печатного агитационного материала по округам, где зарегистрированы все остальные кандидаты, не оплачивавшие издание этого материала? Какие санкции применимы к данным кандидатам?

 

Задача 10

В поддержку кандидата было собрано необходимое количество подписей. Подписи были приняты избирательной комиссией, и кандидат был зарегистрирован. Однако через 10 дней после регистрации в избирательную комиссию поступила жалоба на то, что ряд подписных листов оформлен с нарушениями. После этого избирательная комиссия снова вернулась к проверке подписных листов и приняла решение об отмене регистрации кандидата.

Законны ли действия комиссии?

 

Задача 11

После того, как гражданин Сычев А. К. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ в составе региональной части федерального списка кандидатов по одной из областей, им была проведена пресс-конференция с участием журналистов областных газет, а также представителей городской телерадиокомпании. На этой встрече представитель политической партии, которая выдвинула кандидата, распространял среди журналистов напечатанный в 20 экземплярах пресс-релиз (объемом в один лист формата А4), в котором содержалась оценка ситуации в области и в стране и кратко излагались причины, побудившие Сычева дать согласие на выдвижение своей кандидатуры. На следующий день одна из областных газет по собственной инициативе практически полностью перепечатала на своих страницах этот пресс-релиз. Впоследствии в областную избирательную комиссию поступила жалоба о том, что, распространяя пресс-релизы, кандидат нарушил установленный порядок выпуска агитационных печатных материалов. Рассмотрев эту жалобу, избирательная комиссия вынесла ему предупреждение.

Обосновано ли решение комиссии? Несет ли кандидат ответственность за действия выдвинувшей его политической партии? Может ли быть отменена регистрация кандидата в результате нарушений, допущенных партией?

 

Задача 12

Известный российский писатель Эдуард Лимонов был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания области. За несколько дней до выборов по области стали разъезжать группы молодых людей, распространявшие листовки и проводившие пикеты с плакатами «Лимонов — фашист. Нет фашизму!». Задержавшая их полиция выяснила, что все участники групп протеста не проживают на территории области, а прибыли из Москвы, чтобы, по утверждению самих активистов, не допустить избрания столь одиозной личности. Не имея возможности привлечь к ответственности участников пикетов, избирательная комиссия области составила протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ в отношении местного телеканала, показавшего сюжет о проводимой акции протеста.

Усматриваются ли в действиях участников пикетов и телеканала нарушения избирательного законодательства, и если да, то к какой ответственности их можно привлечь?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: