Найдите соответствия. (цифра-буква)

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема занятия № 47: Цитата. Правила цитирования. Вкрапленная цитата

Цели занятия

1. Образовательные цели: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила их оформления; формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Студент должен знать:

–     понятие «цитата»;

–     основные способы цитирования.

 

Студент должен уметь:  

– находить в тексте цитаты;

– обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

– находить и исправлять пунктуационные ошибки.

2. Развивающие цели:

– развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;

– расширение кругозора в области русского языка;

– развитие познавательного интереса;

– развитие навыков выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.

3. Воспитательные цели:

– формирование нравственной культуры;

– воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;

– развивать необходимость дальнейшего совершенствования и расширения знаний по русскому языку;

– воспитывать любов к родному языку;

– развивать самостоятельность и последовательность мышления.

 



II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Цитата. Правила цитирования. Вкрапленная цитата

      Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова, внесённые автором в свой собственный текст.

Правила оформления цитат. Цитирование

Цитирование – это добавление цитат в свой собственный текст. При цитирование обычно указывается автор цитаты или источник.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием:

...дверь тихонько заскрыпела, и в светлицу входит царь... (А.С. Пушкин)

 

Цитаты могут быть оформлены следующими способами:

  • Прямая речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с прямой речью. При таком способе цитирования, знаки препинания расставляются так же, как и в предложениях с прямой речью:

 

И. А. Крылов так писал про лесть: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.

 

  • Косвенная речь. Цитата может быть оформлена в виде предложения с косвенной речью. В этом случае цитата заключается в кавычки, пишется со строчной буквы, двоеточие не ставится:

Ф. И. Тютчев подчёркивал, что есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора....

 

  • Эпиграф. Цитата может быть включена в текст в виде эпиграфа. Эпиграф кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строке:

 

И в людях также говорят:
Кто посмирней, так тот и виноват.

(И.А. Крылов МОР ЗВЕРЕЙ)

Примечание: эпи́граф – это небольшой текст (цитата, пословица, поговорка и т. д.), размещаемый автором в начале литературного произведения (после заголовка) или какой-либо его части с целью кратко описать его смысл, основную идею, выделить важное сюжетное действие и т. п.

 

  • Вводные слова. Цитата может быть приведена в виде предложения с вводными словами.

По словам А. М. Горького, искусство должно облагораживать людей.

 

Цитаты из стихотворений не заключаются в кавычки, если соблюдена стихотворная строка:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(А.С. Пушкин)

 









Основные требования к цитированию

 

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

 

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

 

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

 

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

 

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

1. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

2. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

3. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

4. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

5. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

Найдите соответствия. (цифра-буква)

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно». А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.
2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.
3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.
4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский. Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).
5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.
6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести». Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.
7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием. Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Записать 5 любимых цитат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: