Тематика занятий и задания для самостоятельного выполнения по дисциплине

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Всего – 8 часов лекций и 14 часов практических занятий

Курсовая работа

Экзамен

Тема занятия и вопросы лекции Конспект тем лекций Выполнение практических заданий Рекомендуемые источники
1. Тема: Цели и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Значение физической культуры для детей младшего школьного возраста. 2.Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста. 3. Физическое развитие детей и образ жизни. +   1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
2. Тема: Средства, формы и методы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Средства физического воспитания младших школьников. 2.Формы и методы физического воспитания. 3.Использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы. Режим дня ученика. +   1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
3. Тема: Классификация физических упражнений. Основные принципы обучения движениям. Основные вопросы: 1.Классификация физических упражнений по их анатомическому, биомеханическому и другим признакам. 2. Педагогические принципы обучения движениям. 3.Формирование умений и навыков. 4. Особенности развития физических качеств детей младшего школьного возраста. +   1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
4. Тема: Особенности физического развития детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей. 2. Особенности развития респираторной системы. 3. Особенности развития сердечно-сосудистой системы. 4. Особенности развития нервной системы детей. 4. Особенности развития психофизиологических качеств. +   1.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2000.–237 с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
5. Тема: Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре. 2.Построение содержания урока по физической культуре. 3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре. 4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры.   + 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
6. Тема: Педагогический анализа урока по физической культуре. Основные вопросы: 1.Схема педагогического анализа урока. 2. Построение конспекта урока по физической культуре. 3. Структура урока. Организация деятельности занимающихся.   + 1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с.  
7. Тема: Методика развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Развитие быстроты и ловкости. 2. Развитие силы и гибкости. 3. Развитие общей и специальной выносливости детей младшего школьного возраста. + + 1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с.
8. Тема: Методика обучения подвижным и спортивным играм детей младшего школьного возраста Основные вопросы: 1. Физическая активность как составляющая здорового образа жизни. 2.Организация и проведение подвижных игр. 3.Обучение играм спортивного характера.   + 1.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с.
9. Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Организация оздоровительных и закаливающих процедур. 2.Профилактка нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. 3.Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 4.Профилактика нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 5.Оценка основных функциональных систем организма детей с помощью проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы. + + 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с.
10. Тема: Методика оценивания физической подготовленности младших школьников. Основные вопросы: 1. Оценка основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости.. 2. Оценка сформированности двигательных умений и навыков. 3.Подготовка к сдаче норм ВФСК «ГТО» детей младшего школьного возраста. +   1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с.

Итого

8 ч. лек 14 ч. практ. работ  

 

ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ: составить краткий конспект по отмеченным знаком «+» темам лекций

ЗАДАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:

Темы практических занятий Кол--во часов
1. Тема: Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста. Теоретические вопросы: 1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре. 2.Построение содержания урока по физической культуре. 3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре. 4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры. Практические задания: 1. Составить комплекс физических упражнений для развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста. 2. Оформить технологическую карту урока по физической культуре (развернутый план занятия). 3. Рассчитать общую и моторную плотность занятия. 4. Провести пульсометрию занятия и оформить ее графически.   4
2. Тема: Педагогический анализа урока по физической культуре. Основные вопросы: 1.Схема педагогического анализа урока. 2. Построение конспекта урока по физической культуре. 3. Структура урока. Организация деятельности занимающихся. Практические задания: 1. Провести педагогический анализ урока по физической культуре. 2. Оценить организованность группы, использование времени занятия, моторной плотности, активности занимающихся и т.д. 2
3. Тема: Методика обучения подвижным и спортивным играм детей младшего школьного возраста Основные вопросы: 1. Физическая активность как составляющая здорового образа жизни. 2.Организация и проведение подвижных игр. 3.Обучение играм спортивного характера. Практические задания: 1. Изучить методику организации и проведения занятий в игровой форме. 2. Подобрать 3-5 подвижных игр по развитию физических качеств младших школьников. 3. Составить план-схему занятия по освоению элементов спортивных игр с младшими школьниками. 4
4. Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Организация оздоровительных и закаливающих процедур. 2.Профилактка нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. 3.Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 4.Профилактика нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 5.Оценка основных функциональных систем организма детей с помощью проб Практические задания: 1. Составить комплексы специальных оздоровительных упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем младших школьников. 2. Описать 5-8 специальных упражнения для профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 3.Изучить методику оценки функциональных систем младших школьников с помощью проведения проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы. 4

Итого:

14

ВНИМАНИНЕ: Каждому студенту в отдельной папке для итогового оценивания выполненной практической работы собрать следующие документы:

1. Развернутый план-конспект тематического урока по физической культуре с расчетом моторной плотности занятий по следующей схеме

- тематическое название урока:….например «Подвижные игры для развития ловкости школьников 2 класса»

- цель урока: …например «Освоить подвижные игры на координация и равновесие»

- задачи урока:… например: 1. Научить…..2. Сформировать….3. Закрепить….

- общая длительность: 45 минут

- моторная плотность: …от 60 до 75 % от общего времени занятия

- место проведения: спортивный зал, бассейн, стадион и т.п.

- оборудование: описание спортивного и специального инвентаря, формы и т.д.

Оформить содержание тематического урока по физической культуре (в продолжение к схеме): в виде таблицы комплекса упражнений по основным частям урока с описанием организационно-методических указаний и дозировки выполнения:

 

Часть урока Частные задачи Содержание Дозировка Время выполнения упражнений Организационно-методические указания
Подготовительная (вводная) Организация класса Объяснение задач Разминка Виды упражнений: -порядковые и строевые, -обще-развивающие Кол-во повторе-ний, подходов Секунд (минут) Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий.
Основная Развитие физических качеств Освоение новых двигательных умений Закрепление навыков и т.д. Виды упражнений: -обще-развивающие, -гимнастические, -элементы спортивных, -игровые и др. Кол-во повторе-ний, подходов Секунд (минут) Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий.
Заключительная Подведение итогов урока. Восстановление организма после нагрузки Виды упражнений: -малоподвижные игры, -дыхательные упражнения, -на расслабление Кол-во повторе-ний, подходов Секунд (минут) Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий.

Итого

Общее время выполнения упражнений

Моторная плотность -? %

 

2. Описать 3-5 подвижных игр для развития основных физических качеств младших школьников. Составить план-схему игрового занятий:

Часть урока Вид игры Содержание Время проведения Метод указания
Вводная, основная, заключительная Подвижная, спортивная, корректирующая, оздоровительная, развивающая Описание правил Продолжитель-ность Особенности организации, направленность на развитие конкретных физ. качеств

3. Описать несколько специальных упражнения для коррекции нарушений осанки и плоскостопия (10-12 упражнений), например:

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На 1 – вдох, руки через сторону вверх, плавно потянуться вверх на носках; на 2 – выдох, руки вниз, вернуться в И.П.

 

4. Описать 5-8 специальных упражнения для профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста, например:

И.П. – сидя на стуле, спина ровно, руки коленях. На 1 – посмотреть вверх, широко открыв глаза, на 2 – вправо, на 3 – влево, на 4 – вниз. Повторить 3-5 раз. Затем закрыть глаза.

 

5. Провести оценку работы функциональных систем 1-2 младших школьников с помощью проведения проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы.

Методика проведения пробы Руфье:

Ребенок 3-5 минут отдыхает и максимально расслабляется в положении сидя.

Далее нужно подсчитать ему пульс за 15 секунд. Полученная величина условно обозначается как Р1. Затем ребенок выполняет 30 приседаний в том ритме, в каком ему удобно.  Сразу после приседаний (за первые 15 секунд периода отдыха) подсчитывается пульс (Р2). Ребенок садится и отдыхает в течение 1 минуты, в конце которой снова подсчитывают пульс за 15 секунд и получают величину Р3.

Затем полученные данные подставляют в формулу:

Индекс Руфье = ((Р1 + Р2 + Р3) × 4 – 200) / 10

Делают выводы по следующей таблице 1:

Данная проба показывает физическую работоспособность и уровень переносимости нагрузок сердцем и легкими детей. Чем ниже индекс Руфье, тем выше тренированность и лучше показатели работы сердца и легких.

 

Методика проведения проб Штанге и Генча у детей:

Это проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча) показывает устойчивость нервной системы детей и развитость аппарата дыхания, а также переносимость нехватки кислорода (гипоксии).

Проба Штанге проводится после 5 минут отдыха, сидя. Ребенок делает вдох, задерживает дыхание и зажимает пальцами нос. Включается секундомер. В момент выдоха фиксируется время удержания дыхания на вдохе.

Проба Генча проводится после 5 минут отдыха, сидя. Ребенок делает спокойный выдох, задерживает дыхание и зажимает пальцами нос. Включается секундомер. В момент вдоха фиксируется время удержания дыхания на выдохе.

Стандартные показатели проб Генча и Штанге у детей представлены в таблице 2:

Таблица 2.

Возраст, годы

Проба Генча, секунд

Проба Штанге, секунд

Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 12 12 24 22
6 14 14 30 26
7 14 15 36 30
8 18 17 40 36
9 19 18 44 40
10 22 21 50 50
11 24 20 51 44
12 22 22 60 48

 

Делаются выводы по устойчивости ребенка к гипоксии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: