«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
Всего – 8 часов лекций и 14 часов практических занятий
Курсовая работа
Экзамен
№ | Тема занятия и вопросы лекции | Конспект тем лекций | Выполнение практических заданий | Рекомендуемые источники |
1. | Тема: Цели и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Значение физической культуры для детей младшего школьного возраста. 2.Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста. 3. Физическое развитие детей и образ жизни. | + | 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. | |
2. | Тема: Средства, формы и методы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Средства физического воспитания младших школьников. 2.Формы и методы физического воспитания. 3.Использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы. Режим дня ученика. | + | 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. | |
3. | Тема: Классификация физических упражнений. Основные принципы обучения движениям. Основные вопросы: 1.Классификация физических упражнений по их анатомическому, биомеханическому и другим признакам. 2. Педагогические принципы обучения движениям. 3.Формирование умений и навыков. 4. Особенности развития физических качеств детей младшего школьного возраста. | + | 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. | |
4. | Тема: Особенности физического развития детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей. 2. Особенности развития респираторной системы. 3. Особенности развития сердечно-сосудистой системы. 4. Особенности развития нервной системы детей. 4. Особенности развития психофизиологических качеств. | + | 1.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2000.–237 с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. | |
5. | Тема: Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре. 2.Построение содержания урока по физической культуре. 3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре. 4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры. | + | 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. | |
6. | Тема: Педагогический анализа урока по физической культуре. Основные вопросы: 1.Схема педагогического анализа урока. 2. Построение конспекта урока по физической культуре. 3. Структура урока. Организация деятельности занимающихся. | + | 1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. | |
7. | Тема: Методика развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Развитие быстроты и ловкости. 2. Развитие силы и гибкости. 3. Развитие общей и специальной выносливости детей младшего школьного возраста. | + | + | 1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с. |
8. | Тема: Методика обучения подвижным и спортивным играм детей младшего школьного возраста Основные вопросы: 1. Физическая активность как составляющая здорового образа жизни. 2.Организация и проведение подвижных игр. 3.Обучение играм спортивного характера. | + | 1.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с. | |
9. | Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Организация оздоровительных и закаливающих процедур. 2.Профилактка нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. 3.Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 4.Профилактика нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 5.Оценка основных функциональных систем организма детей с помощью проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы. | + | + | 1. Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.– 345 с. |
10. | Тема: Методика оценивания физической подготовленности младших школьников. Основные вопросы: 1. Оценка основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости.. 2. Оценка сформированности двигательных умений и навыков. 3.Подготовка к сдаче норм ВФСК «ГТО» детей младшего школьного возраста. | + | 1.Архипова Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2013. 264с. 2.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс:учебник для общеобразов.учреж. – М.:Просвещение, 2013. – 190с. | |
Итого | 8 ч. лек | 14 ч. практ. работ |
ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ: составить краткий конспект по отмеченным знаком «+» темам лекций
ЗАДАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:
№ | Темы практических занятий | Кол--во часов |
1. | Тема: Методика проведения организованных форм занятий по физической культуре детей младшего школьного возраста. Теоретические вопросы: 1.Задачи, формы и средства урока по физической культуре. 2.Построение содержания урока по физической культуре. 3.Хронометраж и расчет моторной плотности занятий по физической культуре. 4.Анализ пульсометрии на уроке физической культуры. Практические задания: 1. Составить комплекс физических упражнений для развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста. 2. Оформить технологическую карту урока по физической культуре (развернутый план занятия). 3. Рассчитать общую и моторную плотность занятия. 4. Провести пульсометрию занятия и оформить ее графически. | 4 |
2. | Тема: Педагогический анализа урока по физической культуре. Основные вопросы: 1.Схема педагогического анализа урока. 2. Построение конспекта урока по физической культуре. 3. Структура урока. Организация деятельности занимающихся. Практические задания: 1. Провести педагогический анализ урока по физической культуре. 2. Оценить организованность группы, использование времени занятия, моторной плотности, активности занимающихся и т.д. | 2 |
3. | Тема: Методика обучения подвижным и спортивным играм детей младшего школьного возраста Основные вопросы: 1. Физическая активность как составляющая здорового образа жизни. 2.Организация и проведение подвижных игр. 3.Обучение играм спортивного характера. Практические задания: 1. Изучить методику организации и проведения занятий в игровой форме. 2. Подобрать 3-5 подвижных игр по развитию физических качеств младших школьников. 3. Составить план-схему занятия по освоению элементов спортивных игр с младшими школьниками. | 4 |
4. | Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста. Основные вопросы: 1.Организация оздоровительных и закаливающих процедур. 2.Профилактка нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. 3.Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 4.Профилактика нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 5.Оценка основных функциональных систем организма детей с помощью проб Практические задания: 1. Составить комплексы специальных оздоровительных упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем младших школьников. 2. Описать 5-8 специальных упражнения для профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста. 3.Изучить методику оценки функциональных систем младших школьников с помощью проведения проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы. | 4 |
Итого: | 14 |
ВНИМАНИНЕ: Каждому студенту в отдельной папке для итогового оценивания выполненной практической работы собрать следующие документы:
1. Развернутый план-конспект тематического урока по физической культуре с расчетом моторной плотности занятий по следующей схеме:
- тематическое название урока:….например «Подвижные игры для развития ловкости школьников 2 класса»
- цель урока: …например «Освоить подвижные игры на координация и равновесие»
- задачи урока:… например: 1. Научить…..2. Сформировать….3. Закрепить….
- общая длительность: 45 минут
- моторная плотность: …от 60 до 75 % от общего времени занятия
- место проведения: спортивный зал, бассейн, стадион и т.п.
- оборудование: описание спортивного и специального инвентаря, формы и т.д.
Оформить содержание тематического урока по физической культуре (в продолжение к схеме): в виде таблицы комплекса упражнений по основным частям урока с описанием организационно-методических указаний и дозировки выполнения:
Часть урока | Частные задачи | Содержание | Дозировка | Время выполнения упражнений | Организационно-методические указания |
Подготовительная (вводная) | Организация класса Объяснение задач Разминка | Виды упражнений: -порядковые и строевые, -обще-развивающие | Кол-во повторе-ний, подходов | Секунд (минут) | Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий. |
Основная | Развитие физических качеств Освоение новых двигательных умений Закрепление навыков и т.д. | Виды упражнений: -обще-развивающие, -гимнастические, -элементы спортивных, -игровые и др. | Кол-во повторе-ний, подходов | Секунд (минут) | Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий. |
Заключительная | Подведение итогов урока. Восстановление организма после нагрузки | Виды упражнений: -малоподвижные игры, -дыхательные упражнения, -на расслабление | Кол-во повторе-ний, подходов | Секунд (минут) | Контроль эффективности (дыхания, точности, плавности или напряжения мышц). Специальные команды. Ритм, темп, особенности выполнения заданий. |
Итого | Общее время выполнения упражнений | Моторная плотность -? % |
2. Описать 3-5 подвижных игр для развития основных физических качеств младших школьников. Составить план-схему игрового занятий:
Часть урока | Вид игры | Содержание | Время проведения | Метод указания |
Вводная, основная, заключительная | Подвижная, спортивная, корректирующая, оздоровительная, развивающая | Описание правил | Продолжитель-ность | Особенности организации, направленность на развитие конкретных физ. качеств |
3. Описать несколько специальных упражнения для коррекции нарушений осанки и плоскостопия (10-12 упражнений), например:
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На 1 – вдох, руки через сторону вверх, плавно потянуться вверх на носках; на 2 – выдох, руки вниз, вернуться в И.П.
4. Описать 5-8 специальных упражнения для профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста, например:
И.П. – сидя на стуле, спина ровно, руки коленях. На 1 – посмотреть вверх, широко открыв глаза, на 2 – вправо, на 3 – влево, на 4 – вниз. Повторить 3-5 раз. Затем закрыть глаза.
5. Провести оценку работы функциональных систем 1-2 младших школьников с помощью проведения проб Руфье, Штанге, Генча и ортостатической пробы.
Методика проведения пробы Руфье:
Ребенок 3-5 минут отдыхает и максимально расслабляется в положении сидя.
Далее нужно подсчитать ему пульс за 15 секунд. Полученная величина условно обозначается как Р1. Затем ребенок выполняет 30 приседаний в том ритме, в каком ему удобно. Сразу после приседаний (за первые 15 секунд периода отдыха) подсчитывается пульс (Р2). Ребенок садится и отдыхает в течение 1 минуты, в конце которой снова подсчитывают пульс за 15 секунд и получают величину Р3.
Затем полученные данные подставляют в формулу:
Индекс Руфье = ((Р1 + Р2 + Р3) × 4 – 200) / 10
Делают выводы по следующей таблице 1:
Данная проба показывает физическую работоспособность и уровень переносимости нагрузок сердцем и легкими детей. Чем ниже индекс Руфье, тем выше тренированность и лучше показатели работы сердца и легких.
Методика проведения проб Штанге и Генча у детей:
Это проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча) показывает устойчивость нервной системы детей и развитость аппарата дыхания, а также переносимость нехватки кислорода (гипоксии).
Проба Штанге проводится после 5 минут отдыха, сидя. Ребенок делает вдох, задерживает дыхание и зажимает пальцами нос. Включается секундомер. В момент выдоха фиксируется время удержания дыхания на вдохе.
Проба Генча проводится после 5 минут отдыха, сидя. Ребенок делает спокойный выдох, задерживает дыхание и зажимает пальцами нос. Включается секундомер. В момент вдоха фиксируется время удержания дыхания на выдохе.
Стандартные показатели проб Генча и Штанге у детей представлены в таблице 2:
Таблица 2.
Возраст, годы | Проба Генча, секунд | Проба Штанге, секунд | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
5 | 12 | 12 | 24 | 22 |
6 | 14 | 14 | 30 | 26 |
7 | 14 | 15 | 36 | 30 |
8 | 18 | 17 | 40 | 36 |
9 | 19 | 18 | 44 | 40 |
10 | 22 | 21 | 50 | 50 |
11 | 24 | 20 | 51 | 44 |
12 | 22 | 22 | 60 | 48 |
Делаются выводы по устойчивости ребенка к гипоксии.