Культура и культурная коммуникация

Культурная коммуникация представляет собой процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Таким образом, каждая культура в процессе своего развития создает различные системы знаков, которые представляют собой форму ее существования (знак - это любой предмет, служащий заместителем, представителем другого предмета). Знаки являются средством кодирования культурной информации и способом ее трансляции.

В культурной коммуникации могут принимать участие индивиды, социальные группы, регионы, нации или страны. По характеру субъектов, участвующих в коммуникации, выделяют межличностную, личностно-групповую, групповую, межгрупповую, межкультурную коммуникацию. Особое место принадлежит массовой коммуникации - процессу трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).

Культурная коммуникация может иметь прямой (через непосредственные контакты между людьми) или косвенный (через воздействие средств массовой коммуникации, потребляемые товары, университеты, научные центры и т.д.) характер.

Язык как явление культуры. Языковая коммуникация.

В основе современной цивилизации лежит многообразие культур, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится прежде всего человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации. Однако человеческая речь является только одним из элементов языка, поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем языковой системы в целом.

Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить. Каждая наука в этой оценке обычно подчеркивает нечто свое. В культурологической литературе значение языка чаше всего сводится к следующим оценкам:

· зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

· кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, устной и письменной речи;

· носитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. Дети в процессе инкультурации, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают и обобщенный опыт предшествующих поколений;

· один из методов идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочения сведений о нем;

· способ адаптации человека в условиях окружающей среды;

· средство правильной оценки объектов, явлений и их соотношений;

· способ организации и координации человеческой деятельности;

· инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Таким образом, согласно культурологическому подходу, язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.

Во время коммуникации при помощи знаков происходит передача некоторого содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому.

Коммуникация представляет собой социальный процесс. Она выполняет связующую функцию в обществе.

Функции коммуникации могут быть выделены только в исследовательских целях, поскольку в реальном процессе коммуникация предполагает «пересечение» функций и смену ролей адресанта и адресата. Коммуникация представляет собой непрерывное взаимодействие в процессе общения Функции сообщений и коммуникативных актов выделены следующим образом:

· предупреждение;

· совет;

· информация;

· убеждение;

· выражение мнения;

· развлечение.

Сюда можно добавить и такие функции: эмотивная, конативная, референтная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Считается, что количество функций носит условный характер.

М. М. Бахтин, утверждал, что обязательным признаком любого высказывания является его адресованность: без слушающего нет говорящего, без адресата нет адресанта. И второе: всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

Идеи Бахтина развиты в концепциях Р. Барта, Ю. Кристевой, в мировой лингвистике, философии, литературоведении, в теории коммуникации.

Роллан Барт считал, что слово представляет собой лишь возможность значения – оно получает значение только в конкретном тексте. В свою очередь Юлия Кристева выдвинула и развила гипотезу о цитатной мозаичности всякого текста, согласно которой получатель сообщения становится его косвенным соавтором.

Каждый из видов коммуникации содержит цель, на которую направлена коммуникация. Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: