Карета типа «BERLINE»

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

 

Ко­лы­ма­га

Ко­лы­ма­га – широко рас­про­стра­нен­ный в России и За­пан­ной Европы с XVI века тип эки­па­жей, с почти че­ты­рех­уголь­ным ку­зо­вом на вы­со­кой оси. Эта че­ты­рех­мест­ная ко­лы­ма­га вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми в 1640-е годы, что нашло свое от­ра­же­ние и в форме, и в убран­стве. На­ци­о­наль­ное свое­об­ра­зие осо­бен­но ярко от­ра­зи­лось в декоре ко­лы­ма­ги. Кузов стро­го­го си­лу­эта об­тя­нут ма­ли­но­вым бар­ха­том и укра­шен за­пол­ня­ю­щим всю по­верх­ность узором из квад­ра­тов, вы­ло­жен­ных мед­ны­ми зо­ло­че­ны­ми гвоз­ди­ка­ми с вы­пук­лы­ми шляп­ка­ми. В центре каж­до­го квад­ра­та ха­рак­тер­ный только для рус­ских эки­па­жей того вре­ме­ни ор­на­мент в форме вось­ми­ко­неч­ной звезды из се­реб­ря­но­го галуна. Со­че­та­ние ма­ли­но­во­го бар­ха­та с се­реб­ром и зо­ло­том со­зда­ет уди­ви­тель­но гар­мо­нич­ный и празд­нич­ный облик эки­па­жа, ко­то­рый до­пол­ня­ют слю­дя­ные оконца, укра­шен­ные ажур­ны­ми на­клад­ка­ми в виде звез­до­чек и дву­гла­вых орлов.

 

Внут­рен­нее убран­ство не усту­па­ет в своей рос­ко­ши внеш­не­му – обивка стен и си­де­ний вы­пол­не­на из до­ро­го­го ту­рец­ко­го зо­ло­то­го бар­ха­та, ко­то­рый на Руси любили за необы­чай­ную пыш­ность узора. Пер­вы­ми вла­дель­цем эки­па­жа был брян­ский ста­ро­ста, под­дан­ный Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства Фран­циск Лес­но­воль­ский. По всей ве­ро­ят­но­сти он по­лу­чил его в ка­че­стве на­гра­ды «по имен­но­му Ве­ли­ко­го го­су­да­ря указу». Другим вла­дель­цем ко­лы­ма­ги яв­лял­ся боярин Никита Ива­но­вич Ро­ма­нов, иг­рав­ший зна­чи­тель­ную роль при дворе царя Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча.

Зимний «по­теш­ный» возок

 

Зимний по­теш­ный возок – уни­каль­ный экипаж, со­здан­ный в Москве в 1689-1692 гг., по­доб­ных ко­то­ро­му нет ни в одном музее мира. Возок пред­став­ля­ет собой «ком­нат­ку» с ма­лень­ки­ми око­шеч­ка­ми и до­воль­но ши­ро­ки­ми двер­ца­ми на по­ло­зьях для удоб­ства пе­ре­дви­же­ния по снегу. «По­теш­ный» возок служил для игр и забав ма­ло­лет­них детей царя Ивана Алек­се­е­ви­ча – брата и со­пра­ви­те­ля Петра I. Форма кузова со­хра­ня­ет древ­нюю тра­ди­ци­он­ную форму – стро­гий и четкий силуэт и пря­мо­уголь­ные очер­та­ния. Однако укра­шен он весьма жи­во­пис­но в со­от­вет­ствии с модным в то время стилем ба­рок­ко. Ко­жа­ная обивка была вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми Мос­ков­ско­го Кремля. Тис­не­ный зо­ло­че­ный ре­льеф­ный узор из цветов, плодов, по­кры­ва­ет всю по­верх­ность стенок и дверей. На­ряд­ный экипаж от­лич­но под­хо­дил для зимних забав цар­ских детей и в то же время со­от­вет­ство­вал вы­со­ко­му ста­ту­су вла­дель­цев, что под­чер­ки­ва­лось изыс­кан­но­стью до­ро­гой от­дел­ки и вы­со­ким ма­стер­ством ис­пол­не­ния.


http://​www.​liveinternet.​ru/​users/​timemechanic/​post203600014/

 

До­пол­не­ние от ка­мра­да По­ляр­ный Лис

Ору­жей­ная палата

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний.

Кол­лек­ция хра­ня­щих­ся в Ору­жей­ной палате эки­па­жей не имеет ана­ло­гов в других со­бра­ни­ях, она поз­во­ля­ет про­сле­дить раз­ви­тие эки­паж­но­го дела в России и За­пад­ной Европе. Цен­ность кол­лек­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что эки­па­жи не пре­тер­пе­ли се­рьез­ных пе­ре­де­лок, из­вест­ны при­над­леж­ность эки­па­жей и имена их со­зда­те­лей - И.К.Бу­кен­да­ля, И.М.Гоп­пен­гауп­та, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каф­фи­ери. По ка­ре­там со­бра­ния Ору­жей­ной палаты можно судить об из­ме­не­ни­ях формы, кон­струк­ции и декора эки­па­жей на про­тя­же­нии XVI - XVIII сто­ле­тий.

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний. Она на­счи­ты­ва­ет сем­на­дцать эки­па­жей, со­здан­ных в период с XVI по XVIII сто­ле­тие луч­ши­ми ма­сте­ра­ми России и За­пад­ной Европы. Кареты прак­ти­че­ски не под­вер­га­лись пе­ре­дел­кам. Они пред­став­ля­ют такую зна­чи­тель­ную от­расль ху­до­же­ствен­но­го ре­мес­ла, как ка­рет­ное дело, без изу­че­ния ко­то­ро­го невоз­мож­но по­сти­же­ние ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ры России и Европы XVI, XVII и XVIII сто­ле­тий. Эки­па­жи тех времен - не просто эли­тар­ный вид транс­пор­та. В боль­шин­стве своем это и па­мят­ни­ки ис­кус­ства, в ко­то­рых ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся резьба по дереву, жи­во­пись, литье, ху­до­же­ствен­ная об­ра­бот­ка кожи, юве­лир­ное ма­стер­ство и даже ар­хи­тек­ту­ра.

Ко­ляс­ка летняя

Летняя ко­ляс­ка в форме ита­льян­ской гон­до­лы вы­пол­не­на в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была по­да­ре­на графом Г.Ор­ло­вым им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II. Ко­ляс­ка не имеет дверей, их за­ме­ня­ет от­ки­ды­ва­ю­ща­я­ся пе­ред­няя часть ку­зов­ка. Зо­ло­че­ные резные ду­бо­вые и лав­ро­вые ветви и гир­лян­ды цветов об­рам­ля­ют ку­зо­вок ко­ляс­ки.

Пе­ре­док ко­ляс­ки укра­шен рез­ны­ми фи­гур­ка­ми орлов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми. Сзади – со­здан­ные уже рус­ски­ми ма­сте­ра­ми фигуры всад­ни­ков в шлемах и коль­чу­гах с ко­пья­ми в руках. Резьба, по­кры­тая густой по­зо­ло­той, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние литья из ме­тал­ла. На стен­ках эки­па­жа – изоб­ра­же­ния ан­тич­ных богов. По сто­ро­нам – Ам­фи­т­ри­та и Фор­ту­на, на задней стенке – Апол­лон среди муз. Этот экипаж можно от­не­сти к лучшим про­из­ве­де­ни­ям ми­ро­во­го ка­рет­но­го ис­кус­ства.

    Ко­лы­ма­га
Карета ан­глий­ской работы конца XVI века - по­да­рок ан­глий­ско­го короля Якова I Борису Го­ду­но­ву в 1603 году. Наи­бо­лее древ­ний экипаж нашего со­бра­ния. Карета еще проста по форме, кон­струк­ция и тех­ни­че­ское устрой­ство ее несо­вер­шен­ны, она не имеет по­во­рот­но­го круга. Чтобы раз­вер­нуть карету, тре­бо­ва­лась до­воль­но боль­шая пло­щадь, а при крутом по­во­ро­те задние колеса нужно было за­но­сить на руках. У кареты нет места для кучера, ло­ша­дей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ве­ду­щей лошади. Такого типа кареты - от­кры­тые, без рессор, без по­во­рот­но­го круга - в России на­зы­ва­ли ко­лы­ма­га­ми. Карета ин­те­рес­на ху­до­же­ствен­ным оформ­ле­ни­ем - вы­со­ко­ре­льеф­ной резь­бой по дереву с изоб­ра­же­ни­ем сцен борьбы хри­сти­ан с му­суль­ма­на­ми и сцен охоты.

Карета-бер­ли­на
Наи­бо­лее со­вер­шен­ным эки­па­жем в кол­лек­ции яв­ля­ет­ся че­ты­рех­мест­ная па­рад­ная карета.

Cде­лан­ная в Пе­тер­бур­ге ма­сте­ром Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году для Ека­те­ри­ны II.

Карета имеет как вер­ти­каль­ные, так и го­ри­зон­таль­ные рес­со­ры.

Карета
Карета за­кры­тая, двух­мест­ная, типа купе. Кузов под­ве­шен на длин­ных ремнях. Экипаж вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Вены по заказу рус­ско­го двора в 1740 году. Резной декор за­ни­ма­ет глав­ное место в ху­до­же­ствен­ном убран­стве эки­па­жа. Резьба то­ни­ро­ва­на, по­кры­та по­зо­ло­той. Стенки и дверцы кузова укра­ше­ны жи­во­пи­сью в зо­ло­ти­сто-зе­ле­ных тонах на ми­фо­ло­ги­че­ские сюжеты.

Карета
 Вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми Вены в 1741 - 1742 годах.
Ху­до­же­ствен­ное ре­ше­ние и тех­ни­че­ские данные ха­рак­тер­ны для па­рад­ных эки­па­жей 1740- гг.

Карета по­кры­та густой, зо­ло­че­ной резь­бой в стиле рококо с ал­ле­го­ри­че­ски­ми и ми­фо­ло­ги­че­ски­ми сю­же­та­ми.

Была за­ка­за­на спе­ци­аль­но для ко­ро­на­ци­он­ной це­ре­мо­нии им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны.

Карета
Ве­ли­ко­леп­но вы­пол­не­на в 1746 году карета бер­лин­ским ма­сте­ром Иоган­ном Ми­ха­э­лом Гоп­пен­гауп­том. Карета про­из­во­дит впе­чат­ле­ние лег­ко­сти, изя­ще­ства бла­го­да­ря ис­кус­ной резьбе по дереву с изоб­ра­же­ни­ем лав­ро­вых ли­стьев, за­вит­ков, ра­ко­вин, скульп­тур ми­фо­ло­ги­че­ских бо­жеств. В форме кузова, декоре ярко вы­ра­же­ны черты стиля рококо. Кузов ее под­ве­шен на шести ремнях, имеет рес­со­ры и по­во­рот­ный круг. Карета была по­да­ре­на Фри­дри­хом II им­пе­ра­три­це Ели­за­ве­те Пет­ровне. Ею поль­зо­ва­лись во время ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств на про­тя­же­нии XVIII - XIX сто­ле­тий, по­это­му экипаж много раз под­нов­ля­ли

Карета типа "couрe"

Карета типа "couрe" была вы­пол­не­на в Пе­тер­бур­ге в 1739 году для им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны.

Ба­роч­ные за­вит­ки и ра­ко­ви­ны со­че­та­ют­ся с древ­не­рус­ски­ми узор­ны­ми ро­зет­ка­ми и дву­гла­вы­ми орлами.

Края стенок кузова, изо­гну­тые кар­ни­зы, об­рам­ле­ния окон и дверей укра­ше­ны очень мелкой зо­ло­той резь­бой.

По своему тех­ни­че­ско­му ре­ше­нию карета на­по­ми­на­ет эки­па­жи фран­цуз­ской работы, но в окна уже встав­ле­но зер­каль­ное стекло.

Возок зимний "по­теш­ный"

Возок ма­лень­кий на по­ло­зьях. По­доб­ных эки­па­жей нет ни в одном му­зей­ном со­бра­нии мира. Кузов возка со­хра­ня­ет древ­нюю тра­ди­ци­он­ную форму. Стенки обиты зо­ло­че­ной тис­не­ной кожей, ко­то­рую обиль­но по­кры­ва­ет рас­ти­тель­ный ор­на­мент, в ко­то­рый вклю­че­ны изоб­ра­же­ния путти, эк­зо­ти­че­ских птиц, орлов, фи­гу­рок бе­гу­щих жи­вот­ных. Кожа, как и сам возок из­го­тов­ле­на в Москве в ма­стер­ских Кремля. Для де­ко­ра­тив­но­го убран­ства возка в рус­ских тра­ди­ци­ях ис­поль­зо­ва­ны медные гвоз­ди­ки с круп­ны­ми шляп­ка­ми. В окнах в оло­вян­ных пе­ре­пле­тах за­креп­ле­на слюда. Возок служил для игр и забав ма­ло­лет­них детей царя Ивана Алек­се­е­ви­ча, свод­но­го брата и со­пра­ви­те­ля Петра I.

Летний возок "по­теш­ный"

Имеет изящ­ную ба­роч­ную форму. Стенки обиты тис­не­ной кожей го­лу­бо­го цвета, ко­то­рую обиль­но по­кры­ва­ет зо­ло­че­ный рас­ти­тель­ный ор­на­мент, в ко­то­рый вклю­че­ны изоб­ра­же­ния путти, эк­зо­ти­че­ских птиц, орлов, фи­гу­рок бе­гу­щих жи­вот­ных. Кожа, как и сам возок из­го­тов­ле­на в Москве в ма­стер­ских Кремля. Тех­ни­че­ское устрой­ство ка­рет­ки до­ста­точ­но со­вер­шен­но для того вре­ме­ни. Он имеет при­спо­соб­ле­ние для по­во­ро­та изо­гну­тую балку "ле­бя­жью шейку" над по­во­рот­ным кругом. Для де­ко­ра­тив­но­го убран­ства возка ис­поль­зо­ва­ны медные гвоз­ди­ки с круп­ны­ми шляп­ка­ми. Ими за­креп­ле­на кожа на кузове и от­де­ла­ны пе­ре­пле­ты рам. В окнах в оло­вян­ных пе­ре­пле­тах - слюда. Возок при­над­ле­жал сыну Петра I - Алек­сею Пет­ро­ви­чу.

Ко­ляс­ка са­до­ваяя

От­кры­тая са­до­вая двух­мест­ная ко­ляс­ка им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны. В до­ку­мен­тах архива Ору­жей­ной палаты со­дер­жат­ся све­де­ния о том, что ко­ляс­ка была сде­ла­на для им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны в Москве. Убран­ство, до­ста­точ­но скром­ное для им­пе­ра­тор­ских эки­па­жей, форма колес с ши­ро­ки­ми обо­дья­ми, оби­ты­ми же­ле­зом, объ­яс­ня­ет­ся тем, что её ис­поль­зо­ва­ли для про­гу­лок по двор­цо­вым паркам. Форма кузова и его рос­пи­си - изыс­кан­ны. На стен­ках кузова эки­па­жа раз­ме­ще­ны изоб­ра­же­ния: го­су­дар­ствен­но­го герба, вен­зе­ля им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны и жен­ской фигуры, в лице и фигуре ко­то­рой уга­ды­ва­ет­ся порт­рет­ное сход­ство с им­пе­ра­три­цей.

Кошевки и сани зимние средства передвижения

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: