Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.
Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.
|
|
Колымага
Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.
|
|
Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.
Зимний «потешный» возок
Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.
http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post203600014/
Дополнение от камрада Полярный Лис
Оружейная палата
Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний.
Коллекция хранящихся в Оружейной палате экипажей не имеет аналогов в других собраниях, она позволяет проследить развитие экипажного дела в России и Западной Европе. Ценность коллекции заключается в том, что экипажи не претерпели серьезных переделок, известны принадлежность экипажей и имена их создателей - И.К.Букендаля, И.М.Гоппенгаупта, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каффиери. По каретам собрания Оружейной палаты можно судить об изменениях формы, конструкции и декора экипажей на протяжении XVI - XVIII столетий.
Коллекция экипажей Оружейной палаты - жемчужина среди музейных собраний. Она насчитывает семнадцать экипажей, созданных в период с XVI по XVIII столетие лучшими мастерами России и Западной Европы. Кареты практически не подвергались переделкам. Они представляют такую значительную отрасль художественного ремесла, как каретное дело, без изучения которого невозможно постижение художественной культуры России и Европы XVI, XVII и XVIII столетий. Экипажи тех времен - не просто элитарный вид транспорта. В большинстве своем это и памятники искусства, в которых органично сочетаются резьба по дереву, живопись, литье, художественная обработка кожи, ювелирное мастерство и даже архитектура.
Коляска летняя
Летняя коляска в форме итальянской гондолы выполнена в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была подарена графом Г.Орловым императрице Екатерине II. Коляска не имеет дверей, их заменяет откидывающаяся передняя часть кузовка. Золоченые резные дубовые и лавровые ветви и гирлянды цветов обрамляют кузовок коляски.
|
|
Передок коляски украшен резными фигурками орлов с распростертыми крыльями. Сзади – созданные уже русскими мастерами фигуры всадников в шлемах и кольчугах с копьями в руках. Резьба, покрытая густой позолотой, производит впечатление литья из металла. На стенках экипажа – изображения античных богов. По сторонам – Амфитрита и Фортуна, на задней стенке – Аполлон среди муз. Этот экипаж можно отнести к лучшим произведениям мирового каретного искусства.
Колымага
Карета английской работы конца XVI века - подарок английского короля Якова I Борису Годунову в 1603 году. Наиболее древний экипаж нашего собрания. Карета еще проста по форме, конструкция и техническое устройство ее несовершенны, она не имеет поворотного круга. Чтобы развернуть карету, требовалась довольно большая площадь, а при крутом повороте задние колеса нужно было заносить на руках. У кареты нет места для кучера, лошадей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ведущей лошади. Такого типа кареты - открытые, без рессор, без поворотного круга - в России называли колымагами. Карета интересна художественным оформлением - высокорельефной резьбой по дереву с изображением сцен борьбы христиан с мусульманами и сцен охоты.
Карета-берлина
Наиболее совершенным экипажем в коллекции является четырехместная парадная карета.
Cделанная в Петербурге мастером Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году для Екатерины II.
Карета имеет как вертикальные, так и горизонтальные рессоры.
Карета
Карета закрытая, двухместная, типа купе. Кузов подвешен на длинных ремнях. Экипаж выполнен мастерами Вены по заказу русского двора в 1740 году. Резной декор занимает главное место в художественном убранстве экипажа. Резьба тонирована, покрыта позолотой. Стенки и дверцы кузова украшены живописью в золотисто-зеленых тонах на мифологические сюжеты.
|
|
Карета
Выполнена мастерами Вены в 1741 - 1742 годах.
Художественное решение и технические данные характерны для парадных экипажей 1740- гг.
Карета покрыта густой, золоченой резьбой в стиле рококо с аллегорическими и мифологическими сюжетами.
Была заказана специально для коронационной церемонии императрицы Елизаветы Петровны.
Карета
Великолепно выполнена в 1746 году карета берлинским мастером Иоганном Михаэлом Гоппенгауптом. Карета производит впечатление легкости, изящества благодаря искусной резьбе по дереву с изображением лавровых листьев, завитков, раковин, скульптур мифологических божеств. В форме кузова, декоре ярко выражены черты стиля рококо. Кузов ее подвешен на шести ремнях, имеет рессоры и поворотный круг. Карета была подарена Фридрихом II императрице Елизавете Петровне. Ею пользовались во время коронационных торжеств на протяжении XVIII - XIX столетий, поэтому экипаж много раз подновляли
Карета типа "couрe"
Карета типа "couрe" была выполнена в Петербурге в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны.
Барочные завитки и раковины сочетаются с древнерусскими узорными розетками и двуглавыми орлами.
Края стенок кузова, изогнутые карнизы, обрамления окон и дверей украшены очень мелкой золотой резьбой.
По своему техническому решению карета напоминает экипажи французской работы, но в окна уже вставлено зеркальное стекло.
Возок зимний "потешный"
Возок маленький на полозьях. Подобных экипажей нет ни в одном музейном собрании мира. Кузов возка сохраняет древнюю традиционную форму. Стенки обиты золоченой тисненой кожей, которую обильно покрывает растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Для декоративного убранства возка в русских традициях использованы медные гвоздики с крупными шляпками. В окнах в оловянных переплетах закреплена слюда. Возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича, сводного брата и соправителя Петра I.
Летний возок "потешный"
Имеет изящную барочную форму. Стенки обиты тисненой кожей голубого цвета, которую обильно покрывает золоченый растительный орнамент, в который включены изображения путти, экзотических птиц, орлов, фигурок бегущих животных. Кожа, как и сам возок изготовлена в Москве в мастерских Кремля. Техническое устройство каретки достаточно совершенно для того времени. Он имеет приспособление для поворота изогнутую балку "лебяжью шейку" над поворотным кругом. Для декоративного убранства возка использованы медные гвоздики с крупными шляпками. Ими закреплена кожа на кузове и отделаны переплеты рам. В окнах в оловянных переплетах - слюда. Возок принадлежал сыну Петра I - Алексею Петровичу.
Коляска садоваяя
Открытая садовая двухместная коляска императрицы Анны Иоанновны. В документах архива Оружейной палаты содержатся сведения о том, что коляска была сделана для императрицы Анны Иоанновны в Москве. Убранство, достаточно скромное для императорских экипажей, форма колес с широкими ободьями, обитыми железом, объясняется тем, что её использовали для прогулок по дворцовым паркам. Форма кузова и его росписи - изысканны. На стенках кузова экипажа размещены изображения: государственного герба, вензеля императрицы Анны Иоанновны и женской фигуры, в лице и фигуре которой угадывается портретное сходство с императрицей.
Кошевки и сани зимние средства передвижения