Примеры изготовления, схемы и чертежи

Скоростные детские санки.

Детские санки-кузовок.

 


Спортивные скоростные сани:

 

Санки-салазки

Финские сани:




 

https://arsenalmastera.ru/goods/Sani-i-sanki-fotoobzor#show_tab_1

https://yandex.ru/images/search?text=Кошевка%20и%20сани%20зимнее%

https://www.yandex.ru/search/?text=Экипажи%20средство%20передвижение%20на%20лошади&lr=11150&clid=1882610

https://www.yandex.ru/search/?text=Экипажи%20средство%20передвижение%20на%20лошади&lr=11150&clid=1882610

© https://www.livemaster.ru/topic/612551-istoriya-karet

Императорские конюшни и верховая езда

В России первой половины 19 века, как я уже упоминала неоднократно, распространилась мода на готику. Этот стиль пришелся по нраву самому императору Николаю I. Его Величество одобрило проект архитектора Николая Бенуа по строительству царской конюшни в готическом стиле.
Архитектурный комплекс - императорские конюшни включал в себя не только манеж и домики для лошадей, но и помещения для персонала, кузницу и ветеринарную лечебницу. Архитектор планировал сделать бассейн для лошадей, но расходы Крымской войны урезали финансы на строительство, и от идеи пришлось отказаться.

С конюшнями Петергофа связана история российского конного спорта. В конце 19 века здесь работал основатель классической школы верховой езды Джеймс Филлис. Его книга "Основы выездки и езды" - актуальный учебник о том, как крепко сидеть в седле.

В 1912 году выездка стала олимпийским видом спорта, и команда всадников Филлиса приняла участие в играх. Среди спортсменов был великий князь Дмитрий Павлович.

 


Иллюстрации из учебника Филлиса

 

"Начав самостоятельную трудовую жизнь без гроша в кармане, семилетний мальчик-сирота посвятил ее исключительно изучению лошади. Достигнув теперь громкой известности, обеспечив семью (жена и пятеро детей) совершенно достаточными материальными средствами, Джеймс Филлис доказал, что и в жизни своей, как и в принципе выездки лошади, он остается верен своему девизу — «en avant!» («вперед!»)" - писал о Филлисе современник князь Багратион в 1900 году.

Красный кирпич для строительства производился на заводе, построенным специально для осуществления проекта - императорские конюшни. На заводе для производства кирпичей была задействована новая технология, которая позволила снизить себестоимость кирпича с 22 рублей до 15 рублей.


У императора Николая I была любимая лошадь по кличке Флора
В конюшнях императора играла музыка, чтобы лошади привыкали к посторонним звукам.

В книге Филлиса указан основной рацион питания лошади:
"Кормлю я лошадей хорошо, особенно овсом: даю в день 12 литров. Овес дает лошади энергию, а от лошади мной требуется энергия, еще энергия и всегда энергия.

Утром овса даю меньше, вечером, когда лошадь остается в покое, даю его много. В покое лошадь ест медленно, лучше пережевывает и, следовательно, лучше усваивает корм. Утром я даю 2 литра овса, 4 литра в полдень и 6 — вечером. Утреннюю дачу лошадь получает минимум за два часа до работы, чтобы во время работы ее желудок не был обременен. Перед работой коротко привязываю повод, чтобы лошадь не ела подстилку.

Через полчаса после работы даю пол-охапки сена. В полдень лошадь выпивает 3/4 ведра воды и получает овес. В четыре часа всем лошадям подкладывается по охапке соломы в подстилку, в пять часов по 1/4 охапки сена. В семь часов водопой в том же количестве и вечерняя дача овса. Два раза в неделюдача идет давленым зерном".

"Но одной физической стороны в лошади, как и в человеке, недостаточно — нужно узнать еще ее характер. Главное достоинство лошади — это откровенность и расположение идти вперед" - писал Филлис о лошади, которая в первую очередь должна стать другом своего всадника, а не бездушным средством езды.

О наказании непослушных коней Филлис писал:


"Каждая сознательная, умышленная вина лошади должна быть наказана, но лучше совсем не наказать, чем наказать поздно. Плохо и то и другое, но из двух зол надо выбирать меньшее. Всегда следует выяснить причину, почему не слушается лошадь. Если она противится из упрямства или от злобности, то ее следует наказать, и строго. В этом случае, чтобы затруднить лошади работу задом, надо поднять ей голову вверх, отчего тяжесть ее тела перенесется на зад. Если же лошадь не исполняет воли всадника от боли в пояснице или задних конечностях, то очевидно, что наказывать ее не за что, а, наоборот, нужно избавить ее от боли.Эта глава не требует комментариев. Если бы все совре-менные всадники выучили ее наизусть и пользовались истинами, изложенными в ней, им удалось бы избежать многих проблем в общении со своими питомцами".
По наблюдениям Филлиса, лошади обладают хорошей памятью, но не привязываются к одному человеку. Главное для лошадки - раздача корма:
"У одного моего приятеля была лошадь, которая шла на его голос, ржала при его входе в конюшню. Приятель полагал, что лошадь так к нему привязана, что не вынесет разлуки с ним. Я упросил его отдать мне эту лошадь на время. Я узнал подробно ее привычки и на другой день в обычное время заставил ее работать, причем подражал голосу приятеля. В награду, как делал он, дал ей моркови. В положенное время сам задал ей корм. На другой день я общался с ней своим голосом, и лошадь ласкалась ко мне, не замечая даже, что я не прежний ее хозяин. После утреннего урока я сам раздаю моим лошадям большую дачу моркови. Лишь только лошади заслышат мой голос, они начинают ржать.

 «Как ваши лошади знают вас, как они вас любят!» — говорят часто посторонние, которым приходится входить со мной в это время в конюшню. Если в положенное время кто-нибудь другой войдет в конюшню для раздачи моркови, то лошади так же будут ржать. Когда я вхожу после того, как лошади проели морковь, они не обращают на меня внимания. Лошадь совершенно равнодушна к тому, кто за ней ходит и кто на ней ездит. Впрочем, если быбыло не так, то она повиновалась бы и служила только одному хозяину".

Конечно, лошадки любят ласку:


"Ласками не следует пренебрегать. Ласка и наказание лежат в основе обучения лошади, но применять ее, равно как и наказание, надо умело. Ласка успокаивает лошадь, поощряет ее и устанавливает, до времени физического воздействия человека, общение лошади с ним. Всякая, даже самая щекотливая лошадь дает себя хлопать по шее. С шеи и следует начинать знакомить лошадь с лаской. Хлопать по шее надо смело и настолько крепко, чтобы лошадь почувствовала, но, конечно, не грубо. Робкое и слабое похлопывание будеттолько щекотать лошадь.

Ласка всегда должна быть своевременна и следовать сразу за уступкой лошади, так же как и наказание должно являться сразу после ошибки. Одновременно с лаской отдайте повод и в течение нескольких секунд не требуйте ничего от лошади. Эти секунды свободы при ласке и будут самой действенной наградой для нее. Лаская лошадь рукой и в то же время ободряя ее голосом, вы, скорее всего, успокоите ее".
Подержанное седло - лучше нового:


"Не советую ездить на новом седле. Редко оно бывает удобно, так как на необмятой коже неловко сидеть. Лучше приобрести подержанное. Седло не должно быть высоко в передней луке, так как будет сбивать всадника назад; то же будет, но в обратном смысле, если слишком высока задняя лука. Сидеть всадник должен как можно ближе к спине, почему, по-моему, седло должно быть жесткое, без набивки. Короткие крылья могут стирать ноги всадника, а длинные мешают чувствовать бока лошади. Крылья седла должны быть по ногам всадника. Некоторые предпочитают седло с надколенной подушкой, а другие без нее. Это зависит от привычки".
Отдельное внимание Филлис уделяет дамской езде, помимо элегантности учитель говорит о безопасности дамы-амазонки. Он пишет о посадке для леди 19 века, когда по этикету дама сидела на лошади как на стуле:
"Правильная, то есть твердая посадка в то же время и элегантна. Для посадки необходимо: чтобы колени были возможно ближе одно к другому; правым плотно облегать спереди назад верхнюю луку, левое, при помощи стремени, упирать сзади вперед и снизу вверх в левую луку; не заваливая левого плеча, корпус подавать слегка вперед.

При заваленном левом плече, даже на шагу, аллюре, на котором амазонка не отделяется от седла, посадка некрасива; посадка становится безобразной, когда амазонка едет так называемой английской рысью. При подъеме на стремени плечо быстро идет вперед, при опускании в седло оно отклоняется назад. Французы называют это уродливое качание штопором.
Ехать английской рысью надо, так сказать, из-под себя. Корпус не должен делать усилия подниматься над седлом — его поднимает движение лошади. Пружиной служат щиколотки и колени, почему и не следует тянуться. Малейшее напряжение и натяжка ноги или бедер утомляет амазонку и искажает посадку. Если амазонка английской рысью едет правильно, то один темп она сидит в седле, другой — стоит над ним. В противном случае она будет падать, а не опускаться, и сидеть она в седле будет два темпа. Утомительно и беспокойно.

Остановлюсь на некоторых подробностях туалета амазонки, так как часто мелочи в нем являются большой помехой при езде. Малейшая складка на одежде может быть причиной появления ссадины. Для долгой езды, особенно охоты, вместо рубашки советую надевать коротенькую шемизетку, с перехватом у талии, из мягкой и тонкой материи. Воротничок и рукавички должны быть пришиты, а не приколоты (булавки падают и колют амазонку и лошадь). Вместо чулок надевать носки, так как подвязки задерживают кровообращение, а иногда надолго стирают ногу. Панталоны должны быть не слишком широки, чтобы не делать складок, и на резиновых штрипках. Под панталоны надевать рейтузы из вязаного трико или джерси, а еще лучше лосины. Сапоги голенищами мешают чувствовать лошадь и стирают ногу под коленом, почему лучше надевать ботинки, но ботинки не на пуговицах, а на резине. Длинный корсет даже опасен. Шляпа и вуаль должны быть плотно надеты, дабы не отвлекать внимания дамы от лошади. Позволю себе сказать, что дама, теряя шляпу, теряет и голову.



Я бы не решился вдаваться в чуждые мне подробности, если бы речь шла только о красоте вида амазонки на лошади, но мне приходилось видеть столько несчастных случаев, причиной которых была какая-нибудь мелочь туалета, что не сказать своего слова не могу".

Автор также дает инструкцию кавалерам, которые помогают даме сесть в седло. Этикет и безопасность:

"Обычно это делается так. Дама ставит левую ногу на руки кавалера, отталкивается правой ногой вперед на левую, отчего выходит, что амазонка всей тяжестью наступает на руки кавалера, дает ему, следовательно, толчок назад, который в этот момент отдаляет его от плеча лошади. Делать же надо это иначе. Амазонке следуетпоставить левую ногу на руки кавалера, правой ногой легко оттолкнуться вверх, настолько, чтобы левая нога выпрямилась. При этом корпус слегка подать назад. Левой рукой опереться на плечо кавалера, а правой — на левую луку. Толчок вверх руки кавалера, легкая подача корпуса назад амазонки, — и она плавно опустится в седло и сядет из-под себя.

Не амазонка должна искать седло, а сажающий ее кавалер. Если амазонка подпрыгнет, а не оттолкнется правой ногой, как сказано, то она обыкновенно в седло не попадает, а упадет на кавалера.
Сев в седло, амазонке следует, оправив юбку, тотчас правой ногой взять луку, так как, если лошадь не стоит, легко упасть. Пока дама не взяла луку, кавалер не должен выпускать ее ноги.

Слезая с седла, амазонка должна: вынуть ногу из стремени и подать кавалеру левую кисть руки; снять правую ногу с луки и подать правую руку; повернуться на седле боком, вытянуть руки, опереться на них слегка и, скользя по седлу, легко опуститься на пальцы ног, согнув слегка колени, чтобы смягчить силу толчка. Повторяю, что дама, слезая, должна опереться руками и не прыгать, а скользить вдоль седла. Соскакивая с седла, дама упадет на кавалера, и если он не настолько силен, чтобы на вытянутых руках поддержать ее, то ей приходится скользить по нему. Неприятно, некрасиво и неприлично".

Кстати, у славян был лошадиный праздник. День Флора и Лавра 31 августа. По легенде, два брата-архитектора Флор и Лавр жили в Византии во II веке. Братья обладали даром усмирять лошадей. Флор и Лавр были брошены в колодец за христианскую веру. Спустя века из этого колодца путники напоили своих больных лошадей, которые исцелились. По преданию, управлять лошадьми Флора и Лавра научил сам архангел Михаил.

У славян Флор и Лавр стали почитаться как покровители лошадей. Их изображали с конями-суптниками. Праздник получил названия: Флор и Лавр — лошадники, Лошадиный праздник, Конский праздник, Лошадники.

В этот день хозяева выводили лошадей на луг, чистили их, поили из шапки, положив туда серебряную монету, потом монету клали в конюшне, укрыв ее соломой.


Заговор для лошадей, который читался в день праздника:
Стану поутру, по раннему,
выйду на сильный ветер,
на лёгкий воздух,
и возьму осиновую веточку,
и стегну трижды по холке,
и повяжу упряжью
из-под правого копыта
да кругом обнесу,
чтоб гуляла моя лошадушка
по-старому,
чтобы тянула воз
по-прежнему!

https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=1882610&text=Кони%20и%20верховая%20езда%20сбруя%20история&l10n=ru&lr=11150

https://horse.ru/oloshadi/structure.php?cur=5975


        О русской верховой конной культуре

 Хотя конные народы это всё же кочевники, а не конные земледельцы. Хотя чем дальше к югу, тем народ становился всё более смешанного типа, конников прибавлялось в процентах к общему количеству населения. И вот почему. Чем дальше на юг, тем больше открытых пространств. Чем больше открытых пространств, тем больше возможности для выпапса больших табунов. И еще на юге как известно теплее, и корма больше, пастбищный сезон длиннее.
Но давайте всё же перейдём к историческим, иппологическим и иным фактам которые смогут подтвердить или опровергнуть наличие или отсутствие коренной, природной русской верховой культуры.
Для начала, как образованные люди. мы должны определиться с понятийным аппаратом. Под словом "русские" мы будем понимать исключительно великороссов и северных русских. Ни украинцы ни казаки, не попадают под это определение. Объясню. Кросс культурное взаимодействие на почве конной культуры между этими этносами минимально. И вот почему. Великороссы проживая на холмистых равнинах северо - востока Залесской Руси, сформировались как народ - землепашец. Условий для природного коневодства, которое характерно для привольных южных степей здесь нет. Пастбищный сезон короткий, корма бедные веществами необходимыми для выведения нормальной верховой породы. Не будем особо ходить за доказательствами, поскольку граф Орлов перевёл из Подмосковья свой знаменитый конный завод, на приток реки Дон, на Битюг. Там в условиях умеренного климата современного Черноземья, на тучных пастбищах и сформировалась знаменитая орловская рысистая порода. Несомненно в лесной зоне были свои породы лошадей, как примеру вот эта Вятская лошадь.


Это скромная не прихотливая лошадь, которая в те времена не превышала ростом в холке 135 см. Подобного вида лошади были крайне не прихотливы, могли круглый год жить в лесной зоне, но увы для верховой езды годились не очень. Более того, порода эта постоянно мельчала и Петру Первому пришлось ввозить из Прибалтики эстонского кллепера, дабы улучшить северные породы. А клеппер это разряд пони. Воевать на пони, против степной кавалерии как-то не очень удобно. Да и тяжело - вооруженного всадника такая лошадь будет нести плохо.

Потому в Московию, постоянно завозили лошадей из Орды. Упоминаются, правда позднее и донские лошади. Татарские лошади, были продуктом произвольной табунной селекции, но являлись аналогом современных калмыцких или монгольских лошадок. Поскольку в табуны Орды поступали лошади из разных мест, включая персидких лошадей, карабаиров, арабских лошадей и конечно ахал - текинцев, то экстерьер подобных лошадей был весьма и весьма верхового типа, что отобразилось в гравюрах современников.
          
Выяснив что, своей верховой породы, у великороссов не было и не могло быть, мы переходим к рассмотрению всадника. Но прежде чем посмотреть на всадника, мы посмотрим на элементы конского снаряжения. На седло. Если вы зайдёте в Государственный исторический музей, то вы увидите там хорошую коллекцию сёдел. Причём, помимо массы турецких сёдел, можно увидеть и сёдла, московского каретного двора, вполне впечатляющего качества.

 Вроде вот этого. Только вот конструкция его, восходит к так называемому "татарскому седлу", которое справедливости ради надо отметить на "Западе" называют "русским седлом". Однако конструкция его, арчаковго типа, пришла к нам из степей. И более оно известно, как "черкасское седло", а наше время оно также имеет два подвида, это казачье седло и адгское седло. Поскольку они очень похожи я дам изображение только адыгского седла, но дам комментарий что у казачьего седла угол развала лук больше чему у адыгского. Т.е. у него нет прямой передней луки, как у адыгского или русского седла. Прямая лука, арчака (ленчика) этого седла, объясняется крымско - турецким влиянием.

На всякий случай для тех кто не знаком с материалом по сёдлам, подушка с этого седла снята, виден сам арчак. Полностью оно выглядит вот так.

 

Помимо сёдел с арчаком и подушкой, которое я бы назвал "черкасским", бытовали и чисто турецкие сёдла. Выглядело это вот так.
  

 Продолжая свою мысль, подвожу первый итог. Ни русской породы верховых лошадей, ни русского типа седла, того которое было бы изобретено великороссами, в Московии - России не было. Всё что было связано с верховой культурой было заимствовано у других народов у которых эта культура была. собственно говоря и комплекс вооружения, московского воина, был степного - татарского типа.
  

   Гравюра хорошо передаёт не только само вооружение но и способ боя. Особенно интересен татарский лук и монгольский выстрел. Т.е. выстрел из лука с оборотом назад в отступлении.
Подобные воины представляли так называемую поместную конницу, которая формировалась из дворян и детей боярских в обмен на пожизненное владение вотчиной. Помимо поместной конницы, в 17 веке возник род воинской повинности для простолюдинов, так называемые даточные ратники. Впервые подобные сборы были проведены при царе Михаиле Фёдоровиче в 1638 году - " имать добрых и на лошадях на добрых же и оружно и в сбруе, в латах и шишаках и в панцырях и в бехтерцах, а лошади были добрые, а меньше десяти рублёв лошадей под теми даточными людьми не было". Десять рублей! Для той эпохи это стоимость целой деревеньки или очень зажиточного хозяйства! Один ратник собирался либо с известного числа сох, либо деревень. Нам известно, что для вооружения одного такого ратника, был необходим годовой доход от 60 Га. земли. Это примерно земли под двумя - тремя деревеньками средней полосы. Часто в конную службу нанимали татар. Так в битвах при Молодях, суздальский дворянин - татарин взял в плен крымского военачальника. Таким образом следует последующий вывод. Даже при наличии службы по "призыву", массовой конной выучки населения не наблюдалось. Первый и до 17 века единственный царский конный завод, был учреждён Иваном Третьим в Хорошёве под Москвой и только в царствование Алексея Михайловича, который как известно был любителем хороших лошадей, количество конского состава в различных царских конюшнях, достигло 50 тыс. голов. Но до культурного коневодства и тем более до вывода собственной породы дело еще не доходило. И далее следует такой вот парадокс. Вроде и лошадей 50 тыс, и отзывы иностранцев хвалебные, например Рейтенфельс посетивший Россию при Алексее Михайловиче оставил нам такую запись. " Войско российское, состоявшее из шестидесяти тысяч конницы, превосходством лошадей, богатством и великолепием оружия, одеяния, конской сбруи и палаток, представляет прекраснейшее зрелище которому подобного нигде в Европе найти не возможно..."
Только вот эпоха сына Алексея Михайловича, царя Петра наводит на мысль, что данная оценка была весьма завышена. Один из первых указов гласил. "... к его Государевой службе были лошади польские, или домашние ногайские или какие либо другие, но хорошие привычные к стрельбе...". Т.е. из этого делаем вывод, что при всей возможной пышности одежд лошадей пригодных к строевой службе было не так много. Указание на множество пород, указывает на отсутствие как, системного государственного, коневодства, так и народного коневодства, примерно как у донских или запорожских казаков. В те времена коневодством занимались и монастыри, но они разводили в основанном упряжных лошадей местных пород. С 1705 года, начинается набор рекрутов для конной службы по принципу один всадник в 80 дворов, с наказом чтобы были "одёжны и с ружьем". Особых требований к лошадям не предъявлялось упоминалось только чтобы "лошади у тех даточных людей были добрыми". При Петре, кавалерия окончательно пересаживается в немецкие сёдла и перестраивается на европейский манер. При этом само качество кавалерии оставляет желать лучшего. Всякого рода "батальные экзерции", в составе подразделения остаются для русских конников не доступными. Повороты в строю делаются каждым самостоятельно. Эскадроны сбиваются в толпы, в следствии чего организованная стрельба с коней была не возможна. Пётр отдаёт приказ ходить в атаку только с холодным оружием. Что было вполне привычно для московской конницы. Верховая езда еще долго носит спонтанный не организованный характер, система заездки лошадей и подготовка всадников ведётся варварскими методами. У всадников основной упор делается на езду без стремян, добиваясь плотной посадки, и этим ограничиваются. Лошадей заезжают и укрощают с помощью наваливания на них мешков с землей, когда их гоняют до изнеможения, а потом на лошадь садиться человек с нагайкой, и начинает бить её до полной покорности. В эпоху Елизаветы конное дело приходит в такой упадок, что перед Семилетней войной при инспектировании кавалерии выяснилось что, лошади от бескормицы падают при попытке на них сесть. Вплоть до эпохи Екатерины, кормление лошадей сводилось к подножному корму, и ограниченной даче сена и овса. При этом сухие корма давали только в не пастбищный сезон. Как правило сухие корма расхищались, а подножного корма не хватало. Занятия верховой ездой сводились к формальности, поскольку русская кавалерия все больше рассматривалась как ездящая пехота. Сама Семилетняя война показала отставание в качестве кавалеристов и перед иррегулярной конницей, у которой была своя народна я конная культура так и перед кавалерией противника. Опыт войны был учтён и при Елизавете были впервые установлены параметры кавалерийской лошади. А вот сами ростки конной культуры начинают появляться только в царствование Екатерины Второй. При ней выпускаются первые наставления относительно правильной заездки и выездке лошадей, и назначаются оплаченные от казны наёмные берейторы. Берейторы занимались обучением утнер - офицеров, которые в свою очередь занимались обучением рядовых в полках. Таким образом, не через народную жизнь, а через армию, постепенно, стала формироваться русская конная верховая культура. Однако собственной лошади, народной селекции, и собственного типа седла и конской упряжи так и не появилось. В народе пользовались списанным кавалерийским снаряжением, либо новыми сёдлами и уздечками "татарского" образца куда мы включаем и казачье и черкесское седло.
Постепенное занятие южных регионов, привело к росту помещичьего коневодства. Начиная с эпохи царствования Александра Первого, прирост качественного поголовья увеличивался, что привело к росту экспорта лошадей. Но это никак не повлияло на развитие национальной школы верховой езды. И только по мере развития конного спорта, в армии, по образцу английских полков возникла насущная необходимость становления национальной школы верховой езды. Честь её создания принадлежит Дж. Филлису

Именно ему принадлежит честь создания Русской школы верховой езды.
При этом, его многие из русских всадников называли "циркачом" из за того что, он демонстрировал элементы высшей школы верховой езды, которая была недоступна пониманию значительной части конной общественности.


Тем не менее, именно на трудах Дж.Филлиса была основана методика подготовки всадников в Высшей офицерской кавалерийской школе. На фото В.М. Безобразов перед выпускниками кавалерийской школы.

Традиция не закончилась и в советское время, более того В.М. Буденный как бывший берейтор кавалерийской школы уделял особое внимание развитию кавалерийской школы, и по стране открылось множество кавалерийских курсов.

Офицеры высшей кавалерийской школы им. Будённого снялись в знаменитом фильме "Застава в горах".

Изначально, никакой "русской" или великорусской народной школы или народного стиля верховой езды не существовало. Не было также создано русской цивилизацией своего типа конского верхового снаряжения. Русская конная культура - упряжная. Символом этой культуры заслуженно считается "птица - тройка". А вот сама русская школа верховой езды сложилась исключительно под влиянием классической европейской школы верховой езды и нужд кавалерии. С уходом кавалерии и последних конников прошедших Высшую кавалеристскую школу, русская школа верховой езды стала деградировать и исчезать. В настоящее время мы имеем дикий симбиоз различных стилей, как европейских так и американских которые проникли в наше конное сообщество, где в школьном виде где просто путём бездумного смешения различных приёмов работы с лошадью. Остаётся надежда только на нас казаков, которые сохранили и надеюсь преумножат свой казачий стиль верховой езды и свою национальную конную культуру.

https://karabai96.livejournal.com/106568.html












































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: