Виды саней и их конструктивные отличия

Сани делятся на два основных вида: с высокими и низкими полозьями.
Сани с высокими полозьями

Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются «нарты». Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями.
В Западной Европе сани использовались в основном только для спорта и развлечений. Поэтому формы у саней вычурные и необыкновенные, а так как снег в тех краях рыхлый и быстро тает, то полозья поставлены высоко.


Сани с низкими полозьями

На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся наши Русские сани. В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья.

Сани с кузовом в форме кареты, называли «возок». На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.
Русские сани также распределяются по размерам, назначению и конструкции:






Дровни

Это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров:


Помните у Пушкина?:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.

Дровни состоят из 2-х гнутых полозьев с 5-ю парами копыльев, связанных вязами. На копыльях укреплены 2 бруска - грядки. Головки полозьев скреплены вязом и соединены с передними концами грядок утложенами. Использовались для перевозок дров, сена и т.п. Сверху на дровни клали постильник, сейчас – это доски, а раньше был плетень из тонкой березы. Между собой длинные тонкие березовые заготовки перевязывали березовой вицей, а позднее – веревкой.







Подсанки

Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба. По толковому словарю Ефремовой: подсанки - короткие санки, привязываемые к саням при перевозке громоздких грузов (бревен, досок).

 


Розвальни

Это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом.

Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.

Для сравнения: дровни спереди, сзади розвальни:

 

Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски). Для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим,- будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить.


Конструкция деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом:



1 - полоз; 2 - подрез; 3 - кованая скоба; 4 - копыл; 5 - болт для крепления полоза; 6 - планка; 7 - рама; 8 - боковой отвод; 9 - настил; 10 - щиток; 11 - передний брусок; 12 - стальной пруток; 13 - скалка; 14 - поперечина боковых отводов; 15 - верёвка; 16 - поперечные доски щитка.
Ниже рама саней:


1 - поперечный брусок; 2 - продольный брусок; 3 - полоз; 4 - крепёжная скоба; 5 - копыл; 6 - стальная планка.

Городские сани

Это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах.

Сани конца XIX века:








Ковровые сани

Это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами. Были рассчитаны для катания большого количества людей.

Современное решение ковровых саней:




Чухонские сани

Это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.

 


Выездные сани

Это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности.
Карнавальные (парадные) сани одноместные со львом. Работа конца XIX века, мастерская братьев Марковых:


Сани времен Екатерины II. Использовались для развлечений и массовых катаний.
Сани го­род­ские де­ся­ти­мест­ные (Букендаль, Иоганн Конрад)





Садник

свадебные, гулящие санки.

Свадебные сани Вологодской Губернии (конец XIX века):


Наиболее широкое распространение получили сани-розвальни, при изготовлении которых вдоль полозьев укладывали жерди, застилая лубом, дранкой. Применяли для перевозки людей, дров, сена, руды и др. Сани для перевозки руды (руда санаһы) имели более массивные полозья и прочные высокие копылья, были длиннее и шире. Ездовые сани-кошёвки и полукошёвки были короче, имели спинку и сиденье.

 



Охотничьи сани

также были короче, имели высокие копылья. Кузов был рассчитан как правило на одного охотника. В одном из углов кузова могла устанавливаться стойка с вилообразным концом для ружья. Преимущественно использовались в лесных районах при охоте на глухаря, тетерева и другой дичи.


Пошевни

Название пошло от слова "Пошев". Что означает "Корзина из коры" или луба. Изначально пошли из Архангельской области.



Архангельские пошевни:



Нарты

Собачьи упряжки:

Финские сани


Финские сани, поставленные на лыжи:


Спортивные сани

В Северной Америке используются «тобогганы». Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное.



Современные тобоганы-сани:



Сани для бобслея - 1924 год:




Современные скоростные спортивные сани:



 











Немного истории

Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры.
Считается, что территориально первые сани появились на севере. Полозья прообразов современных саней были найдены в Финляндии. Устройство первых саней было довольно простым, но самое главное то, что за тысячи лет его принцип существенно никак не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке или лошади, а задние волочились по земле. Так появились волокуши.

Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное.


В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь - в розвальни, сани и возки.


В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта.

Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день.

В XVII веке получили распространение сани с парусом - буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе тогда зимы были гораздо холоднее.

В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром.
Традиции богато украшенных саней пошли с XVII века.

Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины.

Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.

 

Возок Петра I. По преданию в этом возке со слюдяными оконцами Пётр I ездил в Архангельск

 

В конце XIX века в конструкции саней активно начинают применять металл. В первую очередь для полозьев.

 


Каретные сани:

 

Сани императора Александра II:


Американский почтовый возок:

 


Современные сани отличаются изяществом линий и обилием разнообразных материалов:

Современные рождественские сани премиум-класса - практически лимузин на полозьях:


 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: