Техника нанесения потали

Введение

Декорирование под золото различных изделий из пенопласта, гипса, дерева, стекла, металла и прочих – довольно интересное решение при оформлении помещения. Особенно красиво смотрятся лепные потолки, как бы расписанные золотом. Так же возможно украсить статуэтки, картины, иконы золотой окантовкой, придав предметам величественный вид, ведь во все времена золото считалось благородным и дорогим металлом.

В наше время заняться золочением изделий можно и без самого золота, достаточно заглянуть в художественный магазин и купить акриловую краску «золото», но эффект будет лишь приближен к настоящему. Чтобы придать предмету вид натурального золота со свойственным только золоту блеском, рекомендуют другие способы золочения, например, сусальное золочение поталью.


 


Выбор изделия

В настоящее время декорирование изделий поталью достаточно популярно, ведь это один из бюджетных материалов, а выглядит как золото. Золочение поталью используют при изготовлении мебели под старину, или при реставрации старой мебели.

В качестве объекта декорирования в работе был выбран комод, который подходит для интерьера в стиле шебби-шик. Комод – это сундук с ножками. Популярность комодов в современном дизайне остается неизменной, их можно встретить во многих дизайн-проектах квартир и загородных домов, где они выполняют и свою прямую функцию – хранение, и декоративную. В качестве изделия для обоснования технологии нанесения защитно-декоративного покрытия разработана 3D модель комода, показанная на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – ЗD модель комода

В работе будет рассмотрено покрытие фасада и столешницы комода поталью, а также его ручек – гальваническим методом.

 



Обзор техник потали

Золочение – метод декорирования и защиты поверхности изделия путем нанесения тонкого золотого слоя на декорируемый предмет. Для золочения существует множество материалов, наиболее традиционный из которых– поталь.

Поталь – это листы металлов или сплавов (к примеру, меди с цинком), предназначенных для наклеивания на декорируемую поверхность в целях имитации золота. После нанесения потали на изделие его поверхность защищают прозрачным желтым лаком.

Поталь с успехом заменяет золото, удешевляя стоимость декораторских работ, поскольку в своем составе не содержит драгоценных металлов. Кроме того, поталь позволяет  создать имитацию не только золота, но и бронзы, серебра и меди.

Листовая поталь применяется для дизайна и творчества. Она может использоваться в дизайне интерьеров, при обработке посуды, и в других творческо-декоративных работах (например, в технике декупаж). Ею можно декорировать изделия из дерева, керамики, картона, стекла, пластика и других материалов. [1]

Для выбора покрытий деталей рассматриваемого изделия необходимо выполнить обзор техник  покрытия изделий поталью.

 

Жидкая поталь

Жидкая поталь – это  хромированная краска с металлическим блеском. Она состоит из лаков, пигментов и растворителей (рис.2).

Не все мастера причисляют этот вид покрытия к технике «поталь», называя ее имитацией потали. Но все же он также, как и листовая техника, создает гладкую поверхность хорошего качества с золотистым или серебристым блеском.

Наносится жидкая поталь на металлические поверхности, стекло, древесину, пластмассу, гипс, керамику. Материал обладает достаточно равномерной плотностью, высокой степенью водостойкости, не окисляется.

Поверхность, которую будут окрашивать, обязательно очищают и обезжиривают. [1]

Рисунок 2 – Покрытие жидкой поталью

 

Емкость с краской перед нанесением необходимо слегка встряхнуть.

Наносится поталь, как правило, в несколько слоев. При этом важно помнить, что каждый последующий слой наносится только на хорошо высохший предыдущий. В среднем жидкая поталь сохнет сутки.

Для нанесения жидкой потали можно применять аэрограф, тогда каждый нанесенный слой высыхает 1-2 часа.

Жидкая поталь предназначена для того, чтобы восстановить цвет золотого (серебряного, бронзового) покрытия на предметах. Эта техника легка в применении и имеет относительно невысокую стоимость по сравнению с листовой или рулонной поталью, но она обладает резким запахом.

 

Поталь листовая

 

Листовая поталь – широко распространенный и наиболее удобный вид материала. Особенность листовой потали в том, что она может покрыть большую поверхность. Изготавливается материал в виде книжек 14х14 или 16х16 сантиметров. В одной книжке 25 листов и каждый отделен листком тонкой пергаментной бумаги.

Материал наносится на предварительно обезжиренную, покрытую грунтом поверхность. [2] Перед тем как нанести поталь, необходимо обработать поверхность специальным клеем (на водной или масляной основе) или молочком для золочения. Клей на водной основе высыхает через 15-20 минут, на масляной – около 12 часов (рис. 3).

Рисунок 3 – Листовая поталь

Для того чтобы позолоченная поверхность сохраняла свой блеск и свежесть как можно дольше, необходимо нанести специальный шеллачный лак, или любой другой лак, предназначенный для защиты поверхности от механического повреждения.

 

Поталь «крошка»

Поталевая крошка применяется при покрытии не гладкой поверхности. Она бывает разных цветов и оттенков, что способствует получению интересного декоративного решения (рис. 4). Для получения эффекта растрескивания используют мелкую или крупную крошку. Крошкой посыпается поверхность, покрытая клейкой смесью, благодаря чему поталь сразу приклеивается. После высыхания клея, поверхность очищается и разглаживается тампоном из необработанного хлопка. Если участок золочения небольшой, можно окунуть его в коробку с Тамизе или Аббурустом (поясните – что это, или удалите предложение). [2]

 

Рисунок 4 – Поталевая крошка

 

2.4 Рулонная поталь

Рулонная поталь производится в рулонах длиной около 50 метров и шириной 1-15 сантиметров (рис. 5). Применяется она при покрытии швов, стыков или ровных поверхностей.

 

Рисунок 5 – Рулонная поталь

 

Перед наложением листа золота электризованной кистью (лапкой) проводят по листу, после чего он кладется на подготовленную проклеенную поверхность. Лист слегка проглаживают при помощи тампона из необработанного хлопка (в работе используются хлопковые перчатки во избежание касания листа). Следующий лист наноситься с небольшим нахлёстом. Углы и детали золотят в последнюю очередь отдельными фрагментами золотого листа. После высыхания излишки клея снимаются с позолоты кусочком мягкого хлопка. Так же позолоту можно наносить при использовании специальных роликов. Их удобно использовать на узких участках или когда необходимо нанести позолоту быстро.

 

Трансферная поталь

 

Трансферная поталь экономична в применении, каждый лист нанесен на тончайшую бумагу, пленку, кальку (рис. 6), а применять её можно много раз – до тех пор, пока не будет использован весь материал. [3]

 

Рисунок 6 – Трансферная поталь

 

Процесс нанесения:

1. На загрунтованную или окрашенную поверхность наносится клей для потали «ТАИР». Клей можно наносить как узором (через трафарет, кистью или из тюбика), так и полностью покрыть им декорируемую поверхность.

2. Клей просушивается до состояния «отлипа» (палец прилипает к поверхности, но не пачкается), не допускается полное высыхание клея.

3. Плёнка (бумага, калька) с поталью прикладывается к поверхности предмета блестящей стороной вверх.

4. Плёнка прижимается к поверхности и тщательно притирается. Качество золочения зависит от количества нанесённого клея и силы втирания – чем меньше клея и слабее надавливание на плёнку, тем меньше потали переходит на декорируемую поверхность.

5. Пленка аккуратно снимается.

 

 



Техника нанесения потали

 

Главное при нанесении потали – выбрать в качестве помещения для работы непыльную комнату, где отсутствуют сквозняки. В процессе нанесения покрытия желательно дышать носом, не чихать и не кашлять. Поталь – это нежный и восприимчивый материал.

Для работы с поталью необходимые следующие материалы и инструменты:

1. сам материал для золочения;

2. специальная кисть – лампензель, или синтетическая веерная кисть;

3. защитный лак для закрепления позолоты (шеллак). [3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: