Https://n-shkola.ru/storage/archive/1407228517-545567200.pdf
В данной статье автор ориентируется на УМК «Школа XXI века», так как там ученики знакомятся с конкретным смыслом умножения и деления в 1 классе. В данном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление.
Автор, ориентируясь на данную особенность учащихся, предлагает два средства обучения: стержни из цветных бусин и деревянные кружки – фишки с треугольниками.
Примеры использования:
1) Надо умножить 5*5. Ученики ищут отделение со стержнями по 5 бусин на каждом, пересчитывают бусины на одном стержне, берут 6 таких стержней, кладут их рядом и пересчитывают бусины на всех стержнях: их 25. Значит 5*5=25.
2) Для выполнения деления используют деревянные кружки-фишки и 9 треугольников-«человечков», которым раздают фишки.
Например, надо разделить 12:3. Берем 12 фишек и выбираем троих учеников, между которыми будем делить фишки. Раздаем фишки по одной, пока они не кончатся, и подсчитываем, сколько фишек досталось каждому. Затем идут объяснения, что не всегда для выполнения деления удобно привлекать других людей. Договариваемся, что их заменят треугольники, и тренируемся с моделями.
|
|
Умножение и деление с использованием данных наглядных материалов очень увлекает и заинтересовывает детей, и помогает им быстрее выучить таблицу умножения.
В следующей группе статей рассматриваются особенности изучения умножения и деления в различных программах.
Журнал «Начальная школа», Кравченко Н.В. Особенности изучения табличного умножения и деления в разных программах обучения математике - №3, 2009, - с. 17-22.
Https://n-shkola.ru/storage/archive/1407228682-1408210886.pdf
Автор статьи подчеркивает, что изучение табличного умножения и деления – это один из наиболее трудных вопросов начального курса математики и существует много различных программ обучения математики, которые различаются по методике обучения умножению и делению.
Кравченко Н.В. рассмотрела подробно следующие программы: под руководством М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, система Л.В. Занкова.
Анализ учебников и программ по математике для начальной школы в различных программах показал, что:
Табличное умножение и деление изучается в течение двух лет в программе авторского коллектива под руководством М.И. Моро и программе Н.Б. Истоминой.
В соответствии с логикой курса Н.Б.Истоминой ученики усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого приступают к изучению деления. В основе построения курса лежит идея организации целенаправленной и систематической работы по формированию у мл. школьников приемов умственной деятельности.
|
|
В программе Л.Г. Петерсон тема «умножение и деление» изучается в течение одного года. Курс данной программы ориентирован на личностное развитие ребенка. Знания в ней рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления учеников, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
Основой процесса обучения математике в развивающей системе Л.В. Занкова, направленной на общее развитие школьников, являются особые дидактические принципы, которые реализуются в самостоятельном коллективном и индивидуальном добывании знаний.
В каждой из указанных систем есть своеобразные, присущие только данной системе методы и приемы изучения табличного умножения и деления.
Журнал «Начальная школа», Хлебникова, О.А. Изучение табличных случаев умножения - №2, 2010, - с. 36-39.