Творчество Байрона условно делят на 3 периода, которые отражают внутреннюю эволюции, отразившуюся и в творчестве. Он идёт от романтического восприятия действительности до иронии над романтизмом.
«Корсар» входит в цикл т.н. Восточных поэм, где идеальным миром выступает как раз пространственное перемещение. Сама фигура пирата – фигура маргинальная, противопоставленная обществу. Байрон даёт намёки на состояние корсара: разочарованность в обществе, связанную с прецедентом разочарования в конкретном человеке. И это определяет его абсолютно романтическую систему ценностей:
1) Проблема чести(не трогает женщин, не убивает ночью спящего султана)
2) Бунтарское начало(того, кто хочет силу доказать в честном бою)
3) Однолюб(Почему? Потому что всё доброе, что есть в мире, для него выражается в Медоре. Любовь, доброта, верность).
Сконцентрированность на одном персонаже и противопоставление 2 женщин как раз помогают определить эту систему ценностей. Почему Конрад не может полюбить Гюльнар? Она не стыкуется с его системой ценностей. Кровь на её руках – это смена её женской функции на мужскую. Медора же = терпеливость, верность, женственность.
Нет сакрального, божественного начала. Вся божественная суть сосредоточена в женском персонаже (т.е. Эдем 1. земной, 2. связан с женщиной). Отсюда: в финале не важно, куда делся Конрад, потому что со смертью Медоры везде ад.
Конрад: исключительность (его поступи никогда не понятны его матросам), разочарованность (Конрад считает своих пиратов трусами). А в конце Байрон что делает? Когда пираты идут вызволять Конрада, он удивлён, потому что на это не рассчитывал – но это остаётся не рассмотренным Байроном, потому что романтический герой никогда не меняется, не это интересует романтиков.
Эпизод с темницей – отражение состояния героя через темницу. Образ темницы абсолютно символический, означает одиночество главного героя, изолированность его от мира, от общества.(Пушкин, орел молодой и все такое)
Композиция. О Конраде знаем только несколько эпизодов. Байрон делит на 3 части: 1 часть) главное – Медора, система ценностей Конрада. 2 часть) набег на турков, где он проявляется как герой. 3 часть) плен, освобождение и уход. Что в промежутках? Не знаем. Это – т.н. «вершинная композиция», то есть самые главные моменты самого важного эпизода жизни. Но это возможно только в том случае, если герой неизменен.
Романтики пытаются создать универсального, ни на кого не похожего героя, но это приведет к тому, что все романтические герои окажутся одинаковыми.
Основа героя здесь - отстраненность от общества и любовь.
"Каин". Подзаголовок «Каина» -мистерия. Почему? Потому что за основу взят библейский материал. Но от мистерии как жанра у Байрона ничего нет. Потому что в мистерии библейский факт не подвергается интерпретации, а у Байрона как раз идёт искажение. Раньше фантазия исполнителей была связана с теми сценами, которые не прописаны в Библии. То, что было прописано, ставилось дословно. А Байрон переосмысляет прописанное чёрным по белому. И хотя в предисловии он пишет, мол «текст не искажаю, ни-ни», но, по факту, именно этим он и занимается.
Каин также противопоставлен обществу, состоящему из его членов семьи. Они верят в чудесного всеблагого бога, а Каин считает его злом. Каин остро чувствует несоответствие того, что говорят про бога и того, чем он является.
Проблем у Каина две: первородный грех(=предопределённость, возмущает героя человеческая смертность, т.е. последствия кем-то другим совершённого греха) и познание (вот тут у нас мелькает Фауст как раз). При этом единственная цель его познания – смерть. По сути, и грех и познание – это две стороны одной медали, вопроса смерти. Именно о ней думает Каин.
То есть Байрон берёт библейского персонажа – Каина – и придаёт ему черты Фауста, более того, отправляет в путешествие с Люцифером (Мефистофелем). А путешествие по мирам, в которое отправляется Каин, взято из «Народной книги» про Фауста (не из Гётевской версии).
В Библии к Каину обращается Бог. Байрон делает всё, чтобы бога из мира убрать. Почему? Логика Каина (и Байрона): бог принимает кровавую жертву (которую приносит Авель), значит бог – порождение зла, он жесток. Это – от гностиков. О боге говорит всё вокруг, но бог невидим, он растворён в мире. Плюс мелькают нотки протестантизма: в дьявола верят настолько, что даже его видят, а в бога не верят.
В отличие от Библейского варианта, Каин рисуется очень сострадательным и остро чувствующим несправедливость (показано через ребёнка, который в глазах Каина невинен, но уже обречён на смерть).
Трагедия Каина в том, что больше всего он отрицал смерть, но именно с ним приходит первая смерть человека. И конфликт из внешнего (Каин-Бог) переносится во внутренний (Каин-Каин). То есть если раньше Каин мог бунтовать, то теперь ему не с кем бороться. Отсюда какой жанр? Драматическая поэма. В этом же жанре написан «Фауст» Гёте.
Но Байрон не был знаком с «Фаустом» Гёте, ибо «Фауст» в полном виде вышел только в 32м году, а «Каин» - в 20е.
Основа героя здесь - бунт, борьба, революция.
«Беппо». Мысль теперь пишется не чёрным по белому, не фразой персонажа, а растворяется в тексте. Меняется интонация – она теперь иронична. Появляется такой приём, как замечание автора в скобках.
Главный романтический герой – Байрон. Не Байрон-корсар, не Байрон-Каин, а Байрон-Байрон.
Мысль текста: последняя стадия одиночества творца – это взгляд со стороны на своих героев. Когда в позднем творчестве автор не способен идентифицировать себя со своими персонажами.
Чем теперь интересуется Байрон? Нравами. Исчезает романтический герой. О чём это говорит? О кризисе романтизма.
Происходит нарушение литературных условностей. Очень много атмосферы, полное редуцирование сюжета, смещение акцентов, сюжет без развязки.
Персонажи становятся частью целого, нет конфликта героя и общества. Герои становятся реалистическими.
При этом сама выбранная ситуация, казалось бы, романтическая.
Появляется литературная игра автора с читателями (через его замечания в скобках) – и романтическое двоемирие проявляется именно в этом. Обнажается литературность текста.