Герой-энтузиаст в новеллах Гофмана

Первый период творчества.

Тема Художника в искусстве, занимающая столь важное место в творчестве Гофмана становится центральной уже в его первом сборнике "Фантазии в духе Калло"

От этической критики действительности Гофман переходит к социальной. Если в ранние годы его творчества объектом насмешки были мещане (филистеры), то теперь он обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой и политически окрашенной.

"Крошка Цахес" - одно из лучших гротескно-сатирических произведений Гофмана.

В центре сказки - история отвратительного уродца, наделенного волшебным даром (он получил от феи 3 золотых волоска) присваивать себе заслуги окружающих. Благодаря 3 волоскам он пользуется всеобщим почетом, вызывает восхищение и даже становится министром. Цахес отвратителен, и автор не жалеет средств, чтобы внушить это читателю, сравнивал его то с обрубком корявого дерева, то с "раздавленной редькой". Цахес форчит, мяукает, кусается, царапается. Он одновременно и смешон и страшен. Смешон своими нелепыми потугами слыть прекрасным наездником, виртуозом-виолончелистом, поэтом и т.д., страшен тем, что при прочих мнимых дарованиях обладает явной властью.

В гротескной сказочной форме отразился мир, где жизненные блага и почет воздаются не труду, не уму и не заслугам. Хотя действие "Крошки Цахеса" происходит в сказочном царстве, где на равных с людьми действуют волшебники и феи, тем не менее изображенная жизнь в сатирическом заострении воспроизводит реальное существование мелких германских княжеств.

Антагонистом Цахеса и носителем светлого идеала в сказке выступает поэт Бальтазар. Ему одному открылось ничтожная сущность уродца, отнявшего у него невесту и поэтическую славу. В конце сказки он одерживает победу над Цахесом с помощью доброго мага Просрьера, который открывает юноше тайну трех волосков на голове Цахеса.

Ирония Гофмана имеет двойственную направленность. Ока показывает банальность блаженного идеала (счастья) выпавшего на долю поэтического героя. В финале Бальтазар женится на прекрасной Кандиде и получает в дар дом с великолепной мебелью, с кухней, где кушанья никогда не перекипают и огородом, в котором раньше, чем у других поспевают салат и спаржа. Насмешка чувствует не только над героем, но и над самой сказочной фантастикой. Возникает сомнение в возможности и необходимости бегства от действительности в мир романтической мечты.

Первый сборник - "Фантазии в манере Калло". Там и Кавалер Глюк и Дон Жуан и Золотой Горшок. На несколько лет позже - Крошка Цахес.

Тут важно отметить, что Кавалер Глюк и Дон Жуан все же написаны раньше, когда Гофман только начинал свои литературные изыскания, когда он был еще больше критиком, чем писателем. Поэтому они так сильно проникнуты именно музыкой.

Энтузиасты/художники:

В Глюке романтические герои — это Глюк. А люди, от лица которых ведется повествование - герои энтузиасты. Глюк принадлежат идеальному, романтическому миру, а герои энтузиасты на перепутье между двумя мирами. Они являются частями реального мира, но при этом стремятся к идеальному, могут воспринимать высокодуховные моменты.

Романтические герои у Гофмана = герои-художники. Глюк - гениальный композитор.

Двоемирие в Цахесе и Горшке - есть фишка, что хорошие идеальные желания при воплощении в реальном мире - не работают. Это вообще трагедия романтизма, что идеальный мир не может стать реальным.

Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной.

Эстетичное восприятие романтики провозглашали неизменяемым и вечным олицетворениям всего величественного и прекрасного в жизни, высшим критерием реальности. Образ художника постоянно обогащается, он противопоставляется миру как энтузиаст, бескорыстный служитель идеалам красоты, справедливости и гармонии, как гениальный дух, который видит мир со всеми его безобразными явлениями с какой-то высшей, одному ему присущей точки зрения.

В повести «Крошечка Цахес...» героем-энтузиастом является студент Балтазар. Он воплощает творческое начало и противостоит не только Цинноберу, а и профессору Мошу Терпину. В отличие от других студентов, которые носили «длинные, широченные штаны... короткие детские каптанчики» и имели чудный вид, Балтазар был одет просто, «на старонемецкий образец», и имел «бодрый и ясный ум», который позволял ему так тесно общаться с Природой, что он ощущал даже «далекую небесную голубизну» и проникался «замечательными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости». Этот романтик интересуется «высокими истинами мира», а потому замечает, что «странный дух... таинственными словами разговаривает с кустами, с деревьями, с волнами лесного ручейка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: